Наталья Шардакова
Итоги летней познавательно-оздоровительной работы с детьми от рождения до года
▼ Скачать + Заказать документы
ГКУЗ КО «Губернский дом ребенка специализированный «Остров доброты»
Итоги летней познавательно-оздоровительной работы с детьми от рождения до года
Воспитатель
группы «Кроха» :
Шардакова Н. П.
Зеленогорский 2018
Лето прекрасное время года. Это удивительный мир природы, который встречает малыша морем звуков, сотней тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать.
Публикация «Итоги летней познавательно-оздоровительной работы с детьми от рождения до года» размещена в разделах
Летний период наиболее благоприятен для оздоровления и укрепления здоровья малышей, дает возможность более длительно находиться на свежем воздухе, получать воздушные и солнечные ванны, закаливать организм ребенка.
Поэтому прогулка для нас стала одним из важнейших моментов в работе с малышами. А успех летней оздоровительно познавательной работы зависит от условий, которые мы создаем для прогулки. Подготовили площадку, где малыши могли бы развивать двигательные навыки, наблюдать за растениями, любоваться миром при-роды. Оформили веранду, где можно спрятаться не только от знойного солнца или не погоды, но и вести наблюдения за погодными явлениями (солнцем, ветром, дождем, поиграть с игрушками, подуть на ветрячки, закрепить двигательные навыки.
Чтобы эффективнее и насыщеннее использовать прогулки нами был составлен план познавательно-оздоровительной работы на летний период. Каждая прогулка включала в себя наблюдение, развитие движений и закаливание.
На прогулках решались такие важные образовательно-воспитательные задачи как:
• учили малышей познавать окружающий мир;
• знакомили с окружающими предметами и явлениями природы;
• обогащали сенсорный опыт; развили тактильные ощущения на основе действий с водой, песком, травой;
• привлекали внимание малышей к играм и забавам других детей, более старших;
• наблюдали за работой взрослых;
• способствовали развитию понимаемой и активной речи;
• поддерживали эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к близким людям;
• развивали зрительно-слуховое восприятие на основе наблюдения за объектами природы;
• воспитывали уверенность в своих возможностях и чувство удовлетворения от собственных действий.
Познакомились малыши с березкой. Потрогали её белый ствол, ветки. Увидели, что на ветках растут зелёные листочки. Они нежные, приятные, прохладные. Помахали ветками, пощекотали ими малыша.
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена.
А елка пушистая зеленая. На её ветках колючие иголки. Потрогали и ветки ели.
Ёлочка, ёлка - колкая иголка.
Ай - да, ёлочка! Погляди, погляди!
Не коли нас, ёлочка, веточкой мохнатой,
Убери иголочки подальше от ребяток!
Особое внимание малышей привлекают объекты животного мира птицы, жуки, бабочки, муравьи.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей.
Киньте крошек воробью.
Я вам песенку спою:
«Чик-чирик! Чик-чирик!»
Самое увлекательное наблюдение было за кошкой. Кошка пушистая, красивая. У неё есть голова, уши, глаза, туловище, лапы, хвост. Она лежит, мурчит, ходит, прыгает, играет.
Кошечка Мурка,
Серенькая шкурка,
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки!
Поддерживать в детях эмоциональную отзывчивость, привязанность к близким взрослым, уверенность в себе помогали такие развлечения, как запуск самолетиков и корабликов, игры с воздушными и мыльными пузырями, солнечные зайчики и цветные ленточки. Для совсем маленьких: «Лошадка», «Как у нашего кота», «Коза рогатая», «Вышла курочка гулять» и другие.
Но главная задача летних прогулок это все-таки оздоровление и закаливание малышей, их физическое и психическое развитие. Чему и уделялось большее внимание.
Важно было учитывать индивидуальные особенности каждого малыша, так как в нашу группу поступают чаще всего недоношенные и ослабленные болезнями малыши, отстающие в развитие на 2-4 и более эпикризных сроков. Большое значение для проведения прогулок имеет и время бодрствования, и погодные условия.
На прогулках старались принимать солнечные и воздушные ванны (постепенно обнажали части тела малыша – руки, ноги, туловище). По возможности продолжали в каждый теплый день, постепенно удлиняя время пребывания на солнце.
Перед выходом на солнце детям обязательно надевали светлые головные уборы. Начинали прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев, затем на 5-10 мин детей выводили под прямые солнечные лучи, после чего снова в тень. В течение прогулки это повторяли 1-2 раза. Если лицо ребенка немного покраснеет, его уводили в тень, давали выпить воды. Абсолютным противопоказанием являлись высокая температура воздуха (выше 30 градусов) и заболевания ребенка.
Хождение босиком. Сначала дети ходят в носках, а затем босиком, время хождения постепенно увеличивается. Это не только закаливающая процедура, но и укрепляющая свод стопы, предупреждает плоскостопие.
Игра с водой использовалась для закаливания как местная ручная ванна. Следует помнить, что кисти рук (так же, как и стопы) являются важными зонами теплообменниками: через эти области отводится 70% тепла. При играх с водой её температура не должна была быть ниже 28, защитив это место игр от ветра.
Сохранять и укреплять здоровье малышей, поддерживать эмоционально положительное состояние каждого ребенка невозможно без полноценного физического развития, формирования общих движений, движений руки, овладением ползанием и ходьбой.
Поэтому много времени уделялось на развитие двигательных навыков. Закрепляли умение ходить по прямой поверхности, по бревнышкам при поддержке за руки, подниматься на возвышенность, приседать и вставать с опорой и без.
Например, проводились такие игры: «Большие ноги…», «Прыгают мячики», «Покатаемся на машине», «Походим по песку…», «По солнышку…", «Мы танцуем…»
«Ванька, встань-ка!» .
Ванька, встань-ка!
Ванька, встань-ка!
Приседай-ка, приседай-ка!
Непослушный ты такой!
Нам не справиться с тобой!
Или
«Травушка-муравушка…»
Мы по травушке походим,
Вот так, вот так!
Мы зелёную потопчем,
Вот так, вот так!
Травушка мягкая,
Травушка ласковая.
Мы по травушке походим
Топ-топ-топ!
Мы зелёную потопчем
Топ-топ-топ!
Способствовали развитию движений руки: удерживать и махать ветрячками, флажками; держать, катать, бросать мячи, катать машинки, вынимать игрушки из коробки и собирать в корзину.
Например: «Ветер дует нам в лицо», «Плескаемся как рыбки»,
«Птички», «Ветрячки», «Вот как солнышко встает», «Мыльные пузыри», «Хлопают ладошки».
«Флажки».
В руки мы возьмем флажки,
Два флажка, в две руки.
Вверх поднимаем, опускаем.
Снова к небу поднимаем.
Мы стараемся, играем
И флажочки поднимаем.
(Г. Лаптева)
Или
Мой веселый мяч…».
Ты поймай мой яркий мяч
И отдай его не прячь!
Мячик, прыгай, не спеши
И детишек посмеши!
Упражняли в умении сохранять равновесие, развивали вестибулярный аппарат (для этого использовались качели и карусели).
«На качели сели…», «Сорока - белобока».
«Закружились карусели».
Еле-еле. Еле-еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
В результате проведенной работы дети стали более активными в движениях, общении, любознательными и эмоциональными, заметно подросли и окрепли за лето. Проявляют самостоятельность в выборе игрушек, повторяют действия за взрослыми. Хорошо понимают обращенную речь, при совместных играх используют лепет. Научились сидеть, вставать и передвигаться, держась за перила и подручные предметы, либо самостоятельно в соответствии со своим возрастом. Любят совместные игры, выбирают новые игрушки. Нас радуют эти успехи, что дает надежду на успех в дальнейшей работе.