Александр Владимирович Гришин
История развития риторики и место риторики в системе образования речеведческих наук
▼ Скачать + Заказать документы
Слово риторика (от греческого «ритор» - оратор) дословно обозначает «ораторское искусство».
В своем историческом развитии риторика подтвердила свою способность совершенствовать человека.
Риторика - одна из древнейших наук в истории человечества. Ей примерно 25000 лет, так как теория и практика ораторского искусства сформировалась в Древней Греции в V-IV вв. до н. э.
Публикация «История развития риторики и место риторики в системе образования речеведческих наук» размещена в разделах
Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического красноречия. Народное собрание практически принимало все политические решения, и ораторам нужно
было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику.
В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как умению убеждать словом.
Объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. Софистика основывалась на диалектике (умении рассуждать) и риторике (умении убеждать). Основы софисткой риторики – умение манипулировать
толпой и спор, в котором один побеждает, а другой проигрывает. Самыми известными представителями этой школы стали Коракс, Тисий, Протагор, Лисий и Горгий.
Первое целостное представление об античном красноречии дают нам источники эпохи Перикла
(490-429 г. г. до н. э.). Этот государственный деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей. В этот период возникла теория красноречия, риторика. Её основы заложили Коракс, Горгий, Лисий.
По Кораксу «Красноречие – это служанка убеждения». Он разделил ораторскую речь на части:
вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение. Горгий (480-380 г. г. до н. э.) применял определенные средства украшения и разработал приемы риторической художественной прозы.
Лисий (435-380 г. г. до н. э.) написал более 200 речей и заложил основу композиции судебной речи.
В противовес софистам, Сократ (436-338 гг. до н. э.) считал, что основой искусства красноречия должен стать поиск истины, а не не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. По его мнению, психологическое воздействие заменяется моральной философией.
Платон (427–347 гг. до н. э., ученик Сократа утвердил мысль, что главное – не копирование чужих мыслей, а собственный путь к истине. «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту?». У каждого
оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, а не копирование чужих мыслей. Из античных сочинений по красноречию, «Риторика» Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) является безусловно самым значительным. Аристотель говорит : «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». С его трудов началась история становление риторики как науки и установление её связей с диалектикой и логикой.
Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) был одним из самых знаменитых ораторов Древнего Рима. Он считал, что схема построения речи в их содержательности, в логичном расположении материала, веские доказательства и в доходчивой форме. По Цицерону риторика - умозрительная наука и представляет собой систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в: - инвенция (найти, что сказать); - диспозиция (расположить по порядку); - элокуция (придать словесную форму); - мемория (запомнить в памяти); - акцио (произнести).
Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н. э., другой знаменитый римский оратор, разрабатывал вопрос о логических основах речи и её украшениях. В его книге отразили проблемы красноречия:
о воспитании будущего оратора, о чести оратора и о «благоприличии» в слове.
Риторика стала меняться в Средние века с усилением роли церкви. Университетское искусство красноречия формируется, но сильно зависит от церкви. В Средние века риторика может влиять на психическое сознание человека. Известные ораторы богословы как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский и др. взросли проповеднического красноречия на ниве. Их речи легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия.
С наступлением эпохи Возрождения, интерес к истории приходит на смену религиозным убеждениям. «Литературизация» является доминантой развития риторики. В риторической системе роль композиционного и языкового разделов возрастает. Появляются книги по риторике на разных европейских языках, а не только латыни.
В XVIII веке риторика начинала восприниматься как ненужная наука. Риторика угасает в эпоху Просвещения и почти исчезает к середине XIX века. Зарождающийся период романтизма играет роль при этом, так как главное у романтика – чувства, а у риторики – логика.
Знаменательно появление количества учебников по риторике в России в XVII – XIX в. в. М. В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия «(1743 г.) было первым учебником риторики на русском языке. В XIX веке в России теория красноречия считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Риторика делилась на общую и частную. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, а также конкретные роды и жанры речи.
В XIX веке риторика не преподавалась в средних школах и в вузах. Она была практически изгнана из учебных программ. Следствием этого явилось, уровень речевой культуры общества резко упал. Однако началось возрождение риторики в середине ХХ века. Интерес к ораторскому искусству проявился в 70 гг. XX века, поскольку запросы лекционной пропаганды росли.
В начале 90 гг. в связи с процессом демократизации общества и появлением свободы слова риторика вновь приобрела особое значение. За последние годы роль риторики значительно возросла как науки и как учебной дисциплины. Риторические знания и умения стали
неотъемлемым компонентом воспитания языковой личности, а также подготовки специалистов самого широкого профиля.
В настоящее время, риторика является филологической наукой, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной определённым образом воздействующей речи. Разработка риторики ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и др. Это направление получило название «неориторика».