Папки-передвижки

История развития риторики и место риторики в системе образования речеведческих наук

Александр Владимирович Гришин
История развития риторики и место риторики в системе образования речеведческих наук
▼ Скачать + Заказать документы

Слово риторика (от греческого «ритор» - оратор) дословно обозначает «ораторское искусство».

В своем историческом развитии риторика подтвердила свою способность совершенствовать человека.

Риторика - одна из древнейших наук в истории человечества. Ей примерно 25000 лет, так как теория и практика ораторского искусства сформировалась в Древней Греции в V-IV вв. до н. э.

Публикация «История развития риторики и место риторики в системе образования речеведческих наук» размещена в разделах

Античная риторика занималась организацией судебного, политического и эпидейктического красноречия. Народное собрание практически принимало все политические решения, и ораторам нужно

было суметь убедить народ в правильности того или иного выбора. Риторика средних веков входила в тривиум наук, включавший грамматику, риторику и диалектику.

В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как умению убеждать словом.

Объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. Софистика основывалась на диалектике (умении рассуждать) и риторике (умении убеждать). Основы софисткой риторики – умение манипулировать

толпой и спор, в котором один побеждает, а другой проигрывает. Самыми известными представителями этой школы стали Коракс, Тисий, Протагор, Лисий и Горгий.

Первое целостное представление об античном красноречии дают нам источники эпохи Перикла

(490-429 г. г. до н. э.). Этот государственный деятель прославился как выдающийся оратор, чьи речи обладали неодолимой силой воздействия на людей. В этот период возникла теория красноречия, риторика. Её основы заложили Коракс, Горгий, Лисий.

По Кораксу «Красноречие – это служанка убеждения». Он разделил ораторскую речь на части:

вступление, предложение, изложение, доказательство и завершение. Горгий (480-380 г. г. до н. э.) применял определенные средства украшения и разработал приемы риторической художественной прозы.

Лисий (435-380 г. г. до н. э.) написал более 200 речей и заложил основу композиции судебной речи.

В противовес софистам, Сократ (436-338 гг. до н. э.) считал, что основой искусства красноречия должен стать поиск истины, а не не мастерство говорящего, способного уверить слушателей во всём что угодно. По его мнению, психологическое воздействие заменяется моральной философией.

Платон (427–347 гг. до н. э., ученик Сократа утвердил мысль, что главное – не копирование чужих мыслей, а собственный путь к истине. «Искусство красноречия не есть ли вообще умение увлекать души словами, не только в судах и других общественных местах, но и в частном быту?». У каждого

оратора должен быть собственный путь к нахождению истины, а не копирование чужих мыслей. Из античных сочинений по красноречию, «Риторика» Аристотеля (384–322 гг. до н. э.) является безусловно самым значительным. Аристотель говорит : «Определим риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». С его трудов началась история становление риторики как науки и установление её связей с диалектикой и логикой.

Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до н. э.) был одним из самых знаменитых ораторов Древнего Рима. Он считал, что схема построения речи в их содержательности, в логичном расположении материала, веские доказательства и в доходчивой форме. По Цицерону риторика - умозрительная наука и представляет собой систематизацию ораторского опыта. Обязанности оратора заключаются в: - инвенция (найти, что сказать); - диспозиция (расположить по порядку); - элокуция (придать словесную форму); - мемория (запомнить в памяти); - акцио (произнести).

Марк Фабий Квинтилиан (35–95 гг. н. э., другой знаменитый римский оратор, разрабатывал вопрос о логических основах речи и её украшениях. В его книге отразили проблемы красноречия:

о воспитании будущего оратора, о чести оратора и о «благоприличии» в слове.

Риторика стала меняться в Средние века с усилением роли церкви. Университетское искусство красноречия формируется, но сильно зависит от церкви. В Средние века риторика может влиять на психическое сознание человека. Известные ораторы богословы как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский и др. взросли проповеднического красноречия на ниве. Их речи легли в основу гомилетики – теории церковного красноречия.

С наступлением эпохи Возрождения, интерес к истории приходит на смену религиозным убеждениям. «Литературизация» является доминантой развития риторики. В риторической системе роль композиционного и языкового разделов возрастает. Появляются книги по риторике на разных европейских языках, а не только латыни.

В XVIII веке риторика начинала восприниматься как ненужная наука. Риторика угасает в эпоху Просвещения и почти исчезает к середине XIX века. Зарождающийся период романтизма играет роль при этом, так как главное у романтика – чувства, а у риторики – логика.

Знаменательно появление количества учебников по риторике в России в XVII – XIX в. в. М. В. Ломоносова «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия «(1743 г.) было первым учебником риторики на русском языке. В XIX веке в России теория красноречия считалась наукой, которая занималась законами красноречия как искусства. Риторика делилась на общую и частную. Общая риторика как учебная дисциплина излагает основы ораторского мастерства, т. е. обучает общим правилам и приёмам построения речи. В частной риторике изучаются законы эффективной речи, действующие в таких сферах профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, а также конкретные роды и жанры речи.

В XIX веке риторика не преподавалась в средних школах и в вузах. Она была практически изгнана из учебных программ. Следствием этого явилось, уровень речевой культуры общества резко упал. Однако началось возрождение риторики в середине ХХ века. Интерес к ораторскому искусству проявился в 70 гг. XX века, поскольку запросы лекционной пропаганды росли.

В начале 90 гг. в связи с процессом демократизации общества и появлением свободы слова риторика вновь приобрела особое значение. За последние годы роль риторики значительно возросла как науки и как учебной дисциплины. Риторические знания и умения стали

неотъемлемым компонентом воспитания языковой личности, а также подготовки специалистов самого широкого профиля.

В настоящее время, риторика является филологической наукой, изучающая способы построения художественно выразительной, направленной определённым образом воздействующей речи. Разработка риторики ведётся в тесной связи с лингвистикой, логикой, философией, социологией, психологией и др. Это направление получило название «неориторика».

Публикации по теме:

Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-классСовременные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология. Мастер-класс Тема мастер - класса: «Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования. Проектная технология» Участники мастер.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

Лэпбук «История развития спорта»Лэпбук «История развития спорта» Лепбук «История развития спорта» Автор – Дворянцева Елена Александровна, воспитатель по физической культуре МБДОУ г. Кургана «Центр развития.

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУПоддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ Поддержка детских инициатив и обогащение детского развития средствами дополнительного образования в ДОУ Цель инновационной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
История развития риторики и место риторики в системе образования речеведческих наук
Опубликовано: 28 июня 2024 в 11:18
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «История развития риторики и место риторики в системе образования речеведческих наук» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД