Светлана Высоцкая
Конспект урока в 8 классе по Истории Отечества «Первый русский царь Иван IV Грозный»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока : История Отечества (8 класс, ФГОС УО Вариант 1)
Тема урока : «Первый русский царь Иван IV Грозный».
Тип урока : Сообщение новых знаний.
Цель: Организация и усвоение знаний о том как управлялось Московское государство при Иване IV. Формирование представления учащихся о личности Ивана IV.
Задачи:
Публикация «Конспект урока в 8 классе по Истории Отечества „Первый русский царь Иван IV Грозный“» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 4 класс
- Русский язык, 1 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательные: дать сведения о том, что было сделано для укрепления государственной власти в середине XVI в., познакомить с новыми терминами и понятиями: Земский собор, Церковный собор, царь. Охарактеризовать личность Ивана Грозного на примере изученного литературного произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Коррекционно-развивающие: развивать умения анализировать тексты учебника, литературного произведения, находить главные мысли, делать выводы.
Воспитательные: формировать у учащихся уважительное отношение к людям, в данном случае – к историческому деятелю, который внес свой вклад в развитие государства.
Формирование УУД:
Личностные:
прививать интерес к познавательной деятельности
формировать положительную мотивацию к обучению через осознание практической значимости учебного материала и ценности совместной деятельности
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
оценивать результат своей работы
Регулятивные:
определять степень успешности работы
формировать умение постановки цели работы
формировать умение настраивать себя на продуктивную работу
оценивать свои достижения на уроке с помощью критериев оценивания
Познавательные:
анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать
ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию
извлекать необходимую информацию
Коммуникативные:
формулировать и отстаивать свою точку зрения, подкреплять ее научными знаниями
формулировать собственное мнение и позицию
развивать умение слушать собеседника, задавать конструктивные вопросы
План урока
1. Организационный момент 5 мин
2. Постановка учебной задачи 5мин
3. Сообщение новых знаний 15 мин
4. Закрепление 8 мин
5. Подведение итогов урока 7 мин
6. Рефлексия 4 мин
Основные знания
1547 год – венчание на царство, создание системы государственного управления.
Основные термины и понятия
Царь, сословия, Земский собор, Церковный собор, Судебник Ивана IV, стрельцы, пожилое, челобитная, свита, телохранитель.
Оборудование и материалы
Репродукция картины художника В. М. Васнецова «Иван Грозный», схема «Система государственного управления при Иване Грозном», учебник «Чтение 8 класс», презентация на тему «Первый русский царь Иван IV Грозный».
Ход урока.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I Оргмомент
Настрой на урок :
Всем, всем – добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться.
Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Ребята, с чем ассоциируется (с чем или с кем вы сравниваете его. Что значит грозный) у вас имя Ивана Грозного? Да, для многих людей его имя ассоциируется со словами «деспот», «тиран». Но это не так! И сегодня
Ответы детей Развивать интерес к предмету
Активизация мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
II.Актуализация знаний, подведение к новой теме урока
Учитель зачитывает отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Слайд 1 Тема урока
Сообщение темы урока : «Первый русский царь Иван IV Грозный».
Слово учителя: власть Московского государства укрепилась при Иване IV, сыне Василия III, прозванным Грозным. Он первым венчался на царство и стал русским царем. Русское слово «царь» произошло от латинского «цезарь». Титул царя считался более почетным, чем княжеский. Произошло это в 1547 г в Успенском соборе Кремля. - Слайд 2 Успенский собор Московского Кремля
Записывают в тетрадь тему урока
Развивать логическое мышление, внимание, память.
III. Изучение нового материала
Работа с текстом
1. Найдите в тексте учебника сведения о детских годах Ивана IV.
2. Когда произошло венчание на царство Ивана IV? - Слайд 3 Венчание на царство
3. Кто помогал царю вести государственные дела?
4. Почему Ивана IV прозвали Грозным?
Демонстрация репродукции картины «Царь Иван Грозный», худ. В. М. Васнецов. - Слайд 4 Картина художника В. М. Васнецова «Царь Иван Грозный»
5. С какой целью Ивана IV совал Земский собор?
Словарная работа: челобитная - Слайд 5 Словарная работа, челобитная
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Царские выезды»
Словарная работа: телохранители, свита
Работа с текстом учебника
1. Как называется новый сборник законов Российского государства? Когда был утвержден Судебник Ивана IV? - Слайд 6 Судебник Ивана IV Грозного
2. Какие новые законы были записаны в Судебнике?
Словарная работа: пожилое, церковный собор.
3. Что такое церковный собор?
4. Почему церковный собор называли стоглавым? – Слайд 7 Словарная работа, пожилое, Церковный Собор
5. Как называли воинов стрелецких полков?
Словарная работа: стрельцы – Слайд 8 Словарная работа, стрельцы
Кратко проговорив изученный материал, делает вывод с учащимися, используя схему «Система государственного управления при Иване IV Грозном» (Слушают и обобщают) – Слайд 9 Схема управления государственной власти
Находят ответ в тексте учебника, зачитывают или излагают своими словами.
Рассматривают репродукцию
Находят объяснение в учебнике. Слушают учителя
Находят объяснение в учебнике
Развивать речь, владение техникой речи
Развивать и обогащать словарный запас путем накопления новых слов, развивать умение активно пользоваться различными способами словообразования
IVФизминутка
«Богатыри»
Вот мы руки развели
Словно удивились,
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Ниже, дети, не ленитесь,
Поклонитесь, улыбнитесь.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо. И ещё, через левое плечо. Выполняют Развивать внимание, процесс запоминания
V.Первичное закрепление нового материала на примере литературного произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Беседа по вопросам
1. Расскажите о детских годах Ивана IV.
Образ Ивана Грозного в литературном произведении
Слово учителя
Не только в исторических, но и в народных песнях раскрывается образ царя Ивана Грозного – М. Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». По свидетельству современников, на создание произведения оказал влияние такой эпизод: во время пребывания М. Ю. Лермонтова в университете произошел случай увоза красавицы – жены купца, жившего в Замоскворечье, по-старинному. – Слайд 10 Произведение М. Ю. Лермонтова
Пир у царя: «…Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…»
1. Каким показан царь в произведении?
Слово учителя
Одно из центральных мест в поэме занимает образ царя Ивана Грозного. Предлагаю вам прочитать и найти отрывки из произведения, которые характеризуют образ Ивана IV Грозного. В начале произведения он представлен как грозный и великий правитель. – Слайд 11Сюжет поэмы
Далее суровый и подозрительный. Но бывает щедрым к своим любимцам: «…Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый Да возьми ожерелье жемчужное…»
Слайд 12 Хранитель православной веры
Иван IV Грозный соблюдал законы нравственности. На Руси нельзя было полюбить замужнюю женщину. Это было преступление против Закона Божьего. Но он не знал, что Кирибеевич полюбил замужнюю Алену Дмитриевну.
2. Найдите слова, которые доказывают «…Как полюбишь – празднуй свадебку…»
Слово учителя
Иван IV Грозный особенно грозен тогда, когда нарушаются русские традиции и православные законы, составляющие устои государства: «…Отвечай мне по правде, по совести, Вольной волею или нехотя, Ты убил насмерть мово верного слугу…»
3 Найдите и прочитайте, как царь «наградил» победителя. «…А ты сам ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку…»
4 Какой вывод можно сделать из слов?
В этом случае царь проявил милость к купцу Калашникову. Но народ посчитал, что царь поступил жестоко и несправедливо: «… Схоронили его за Москвой-рекой, На чистом поле промеж трех дорог…»
Слайд 13. Вывод
Давайте выявим положительные и отрицательные качества ИванаIV Грозного
Положительные:
- царь великий и грозный правитель;
- хранитель православной веры и русских традиций;
- милостивый;
- готов помочь семье осужденного
Отрицательные:
- суровый;
- -подозрительный:
- жестокий;
- вспыльчивый;
- несправедливый
5. С какой целью Иван Грозный создал Земский собор?
6. Какие факты подтверждают укрепление царской власти в Российском государстве?
Участвуют в беседе.
Находят в тексте. Один читает, другие следят
Дают развернутый ответ.
Дают аргументированный ответ.
Дают развернутый, аргументированный ответ.
Задание выполняют в группах
Дают развернутый, аргументированный ответ.
Задание выполняют в группах
Находят ответ на вопрос в учебнике.
Один читает вслух, остальные следят.
Развивать фразовую, грамматически правильную речь в процессе обучения рассказыванию, логическое мышление, память
Развивать навыки построения связного высказывания
VI.Физминутка
Артикуляционная гимнастика
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 4. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 5. Поморгать 10-15 с. Выполняют
Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, процесс запоминания
VII. Обобщение и систематизация знаний
Учитывая то, что учащиеся в силу своих особенностей затрудняются сделать глубокие обобщения, дать развернутую характеристику, данный этап урока может в форме дифференцируемого подхода.
См. Приложение 1-3
Тестовые задания выполняются на компьютерах (при наличии компьютерного класса в образовательном учреждении) Задания и тесты выполняют в группах и индивидуально на компьютерах
Развивать интерес к предмету
VIII. Подведение итогов
Комментарии, объявление оценок за работу Слушают комментарии
IXДомашнее задание
Сообщение домашнего задания
Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы Записывают домашнее задание
X.Индивидуальное задание
Сообщение индивидуального задания
Прочитать указанные учителем абзацы, дать ответ на первый вопрос Записывают домашнее задание
XI. Рефлексия
«Оценочная лесенка» использую в электронном и печатном варианте
Детям предлагается лесенка, шкала на которой они должны поставить человечка на той ступеньке, на которую поставили бы себя
На ступеньках записаны фразы:
Урок полезен, все понятно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Дети подходят и ставят знак у тех слов, которые им больше всего подходят по окончании урока.
Слушают учителя и выполняют Развивать познавательный интерес к предмету
Приложение 1
Тест и задания для проверки знаний по истории Отечества для учащихся 8 класса (программа для учащихся с легкой умственной отсталостью)
Раздел 1 Тема: Первый русский царь Иван IV Грозный. (1 группа)
Цель: закрепить и обобщить основные знания учащихся о политической, культурной жизни страны первой половины XVI века.
Задачи
Образовательные: закрепить и обобщить знания
Коррекционно-развивающие: развивать познавательные способности, память, внимание; умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к людям, жившим в данный период времени.
1. В каком веке правил Иван IV Грозный? Подчеркни правильный ответ.
а) XVI;
б) XVII;
в) XVIII;
2. Что такое пожилое? Подчеркни правильный ответ.
а) оплата прежнему хозяину за проживание на его земле;
б) церковный налог;
в) бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.
3. Вставь пропущенное слово.
Стрельцы – это воины ___ армии.
4. Кто в России стал первым русским царём? Подчеркни правильный ответ.
а) Петр I;
б) Борис Годунов;
в) Иван IV Грозный?
5. Вставь пропущенные буквы.
С…словия, стр…льцы, п…жилое, д…с…тина, дух…венств, намес…ники.
Приложение 2
Тест и задания для проверки знаний по истории Отечества для учащихся 8 класса (программа для учащихся с легкой умственной отсталостью)
Раздел 1 Тема: Первый русский царь Иван IV Грозный. (2 группа)
1. В каком веке правил Иван IV Грозный? Подчеркни правильный ответ.
а) XVI;
б) XVII;
в) XVIII;
2. Что такое пожилое? Подчеркни правильный ответ.
а) оплата прежнему хозяину за проживание на его земле;
б) церковный налог;
в) бесплатный принудительный труд крепостных крестьян на помещичьей земле.
3. Вставь пропущенное слово.
Стрельцы – это воины ___ армии.
4. Кто в России стал первым русским царём? Подчеркни правильный ответ.
а) Петр I;
б) Борис Годунов;
в) Иван IV Грозный?
Приложение 3
Тест и задания для проверки знаний по истории Отечества для учащихся 8 класса (программа для учащихся с легкой умственной отсталостью)
Раздел 1 Тема: Первый русский царь Иван IV Грозный. (3 группа)
1. В каком веке правил Иван IV Грозный? Подчеркни правильный ответ.
а) XVI;
б) XVII;
в) XVIII;
2. Вставь пропущенное слово.
Стрельцы – это воины ___ армии.
3. Кто в России стал первым русским царём? Подчеркни правильный ответ.
а) Петр I;
б) Борис Годунов;
в) Иван IV Грозный?