Мария Кузнецова-
Историческое краеведение Белгородчины в целях патриотического воспитания подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы
Белгородчина – один из древнейших регионов России. Это исконно русская земля, которая уходит своими корнями в далекое прошлое, к временам скифских и аланских племен, в глубину тысячелетий, когда наш край избежал движения Ледника, двигавшегося с севера и расколовшегося на два языка у границ нашего края, медленно уползая по долинам нынешних рек Дона и Днепра.
Современная Белгородчина развитый индустриальный и сельскохозяйственный регион России, где, несмотря на сложности политической и экономической обстановки в стране, положительно решаются многие экономические и социальные вопросы.
Публикация «Историческое краеведение Белгородчины в целях патриотического воспитания подрастающего поколения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Белгородский край с его богатым боевым и трудовым прошлым предоставляет большие возможности для формирования у молодого поколения чувства гордости за свой народ.
Родина… Это слово выражает самое великое и доброе, самое глубокое и сильное чувство человека. В словаре В. Даля «Патриотизм – любитель Отечества, ревнитель о благе его…». Проблема любви к Родине была всегда актуальна, но особую значимость она приобрела в настоящее время, когда материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей зачастую искаженные представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Критически пересматривается прошлое нашего Отечества. Но у нас уже не будет другой истории, другой Родины. Историю судить нельзя. Ее необходимо изучать, чтобы на опыте наших предков учиться, постигать азы мудрости, стараться не повторять их ошибок. Чувство любви у детей зарождается очень рано, с пеленок. Однако проблема воспитания у детей любви к Родине чрезвычайно сложная. Чувство любви к Отчизне формируется у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, труде людей, природе.
Именно поэтому нужно, как можно раньше начинать воспитание уважения к минувшему, которое, по меткому выражению А. С. Пушкина «черта, отличающая образованность от дикости». Этот патриотизм будет более прочным и непоколебимым, если он исходит из любви к своей маленькой родине – родному городу, селу:
«…. Где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
…
Родного неба милый свет
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первые уроки.»
Изучив все это, дети больше полюбят наш народ, нашу страну, которые родили, вырастили и воспитали это поколение.
И именно историческое краеведение должно стать первым шагом к воспитанию любви к малой родине. Белгородский край с его богатым боевым и трудовым прошлым предоставляет большие возможности для формирования у молодого поколения чувства гордости за свой народ. Сама социально культурная среда здесь способствует воспитанию основ патриотизма у подрастающего поколения. Задача формирования свободной, творческой, инициативной личности с четко выраженной гражданской позицией возложена на образовательные учреждения и музеи.
Большие возможности в открытии сокровищ народной культуры есть у каждого педагога городской и сельской местности. История становления и развития любого уголка России непрерывно связана с историей развития городов и сел. Народные предания, сказания об основании родного города, о его роли и месте в истории страны, легенды и предания о древних поселенцах края, о его знаменитых людях, жития местно чтимых святых, исторические песни, духовные стихи, воспоминания еще живущих среди нас участников ВОВ, местные названия рек, озер, урочищ, лесов, полей, населенных пунктов – и это лишь малая часть из того народного наследия, которое зачастую находится рядом с нами, а мы и не догадываемся, что на это надо обращать внимание, записывать, сфотографировать, сохранить все это для будущего поколения.
Очень часто у педагогов возникают проблемы, когда он обращается к традиционной культуре. Например, к изобразительному искусству. Ведь наша громадная страна обладает многообразием традиционных промыслов. А педагоги с поразительным упорством видят только классическую триаду: гжель – хохлома – дымка. Да, это замечательные народные промыслы. Но неужели в Белгородской области нет ничего замечательного? Есть. И все это дети могут увидеть в музеях: Старооскольском, Шебекинском историко – художественном, Борисовская керамика и др.
Эти факты подтверждают древность, своеобразие и самобытность нашего края, поэтому краеведение, туризм и музееведение уже многие годы берут за основу изучения и развития именно эту самобытность, неповторимость исторической, культурной, этнографической жизни Белгородчины, в которой ярко проявляются русские национальные черты.
В детском саду, в начальных классах детей вводят в историко-общественный мир постепенно, от близкого, понятного только им. В дальнейшем знания усложняются: дети соприкасаются с историей Отечества, родного края. Введение в мир истории идет от далекого прошлого к более близкому и, наконец, к современности.
Важнейшим методом обучения малышей является игра. Она помогает ребенку лучше представить то или иное событие, вовлекает их в процесс самостоятельного поиска знаний, делает учебный труд разнообразным, способствует развитию воображения, памяти, внимания. В практике часто используются такие игры-состязания по типу: «знаете ли вы?», «Что? Где? Когда?», игры-путешествия «Путешествие в прошлое Белгородчины» и др. в которых дети знакомятся с историей родных мест.
Более старшим детям предлагаются викторины, например «Белгород-время, герои, подвиги», «Страницы белгородской истории», «Подвиг народа» и др. Они стимулируют заинтересованности в знаниях о своем крае, исследовательско – поисковой работе.
Краеведение – это мир поиска, увлечений, поэтому в учебных заведениях оформляются краеведческие уголки, комнаты или залы боевой и трудовой Славы. Возрождаются народные промыслы и ремесла в кружках: вышивание, резьба по дереву, плетение из лозы, соломки, глины, гончарное дело и т. д. То есть педагоги приобщают детей к практическим навыкам через прикосновение к тайнам древнего мастерства.
В работе все больше и больше используется кино-, телепередачи, интернет, художественная литература, но лучше всего и действеннее – музеи. Здесь дети воочию узнают прошлое края, настоящее, связь местной истории и культуры с процессами более общими. Именно знания прошлого своей малой родины формируют патриотические чувства, в этом заключается любовь к отечественной истории и культуре, к своему народу, как носителю этой культуры, воспитывается гордость за свой народ.
Сотни памятников, хранящих родную историю, богатство фондового материала Белгородского государственного историко – краеведческого музея – основа патриотического воспитания молодежи.
Особое место в решении проблем патриотического воспитания занимает музейная педагогика, которая разрабатывает формы, методы и способы культурного воспитания, например, «Бронетанковая техника в Курской битве», «Белгородцы – военачальники ВОВ», «В горнице моей», встреча с ветеранами «Юность, опаленная войной» и др. На примере героизма и мужества участников ВОВ показываем лучшие человеческие качества: порядочность, стойкость, выносливость, взаимоподдержку, твердость духа. Эти черты имеют первостепенное значение во все времена и являются примером подрастающему поколению. Рассказы, встречи с ветеранами, ветеранами – афганцами, тематические вечера, музейные гостиные, клубная деятельность побуждают преклоняться перед памятью тех, кто отдал жизнь, защищая Родину.
Без знаний исторических, природоведческих, краеведческих фактов, без интереса к истории своей семьи, местности, обычаям, традициям, народной культуре не может быть полноценного и нравственно воспитанного подрастающего поколения, теряется личность гражданина, патриота, уважение к своему народу и стране. Краеведение – не только способ и метод познания и изучения прошлого, но и своеобразный ключ к пониманию и сохранению исторического опыта. Это отбор и изучение самого лучшего в краеведческой истории, культуре, традициях, экологии, дальнейшее развитие и преобразование этого лучшего в современных условиях.
Литература
1. Областные краеведческие чтения. Сборник материалов. Белгород
«Везелица» 2005-2010г
2. Белогорье «Краеведческий альманах». Белгород 2001
3. Белгородский краеведческий вестник. Белгород 2005
4. Русская православная культура. «Белый город». Москва 2006