Елена Коробова
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять
забота о здоровье — это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОО» размещена в разделах
Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации ООД акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес к занятиям физкультуры, потребность в здоровом образе жизни?
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования: задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья детей. детей, педагогов и родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы :
• Приобщение детей к физической культуре
• Использование развивающих форм оздоровительной работы.
Акцент смещается от простого лечения и профилактики болезней на укрепление здоровья.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
• медико-профилактические;
• физкультурно-оздоровительные;
• технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
• здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
• валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии : организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОО.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОО в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОО
Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОО.
Применение здоровьесберегающих технологий в практике ДОО
В своей работе использую нетрадиционные методы оздоровления : сказкотерапия, музыкотерапия, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, суджок-терапия, арт-терапия, которые позволяют улучшить эмоциональное состояние детей, снизить заболеваемость. Свою работу по оздоровлению детей я планировала на основе традиционных и нетрадиционных методов оздоровления таких как : физкультурные занятия, ежедневная гимнастика после дневного сна, прогулки с включением подвижных игр, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика в игровой форме, физминутки при организации двигательного режима; воздушные ванны, хождение босиком по «дорожке здоровья», игры с водой, обливание водой, самомассаж при закаливании, включающей в себя работу по оздоровлению детей через занятия, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Методы здоровьесбережения я провожу в игровой форме, поэтому детям это очень нравится. Физкультминутки или динамические паузы проводятся во время организованно-образовательной деятельности в течение 4 минут. Например, такие физкультминутки как «На речке», «Мы шоферы», «Сорока», «Мою руки», «Раз, два-дружно встали», «Маму я свою люблю», «Дни недели», «Кто живет у нас в квартире?», «Зайка», «В понедельник», «Буратино», «Земляничка» и другие. Подвижные игры проводятся ежедневно на прогулке или в группе. Все игры подобраны в соответствии с возрастом детей. Пальчиковая гимнастика также проводится ежедневно, развивает мелкую моторику и способствует речевому развитию. Например, «Апельсин», «Семья», «Помощники», «Этот пальчик», «Компот», «Много мебели в квартире», «Купите лук, зелёный лук», «Машина каша», «Где обедал воробей» и другие.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно. Например, «Медведь по лесу бродит». В группе имеется множество наглядных упражнений. Гимнастику можно проводить как с группой детей, так и индивидуально. Гимнастика пробуждения проводится ежедневно в течение 10 минут: упражнения на кроватях, ходьба по ребристой дорожке, хождение босиком по «дорожке здоровья» и т. д. Самомассаж проводится в игровой форме, способствует формированию правильной осанке и служит профилактикой простудных заболеваний. Также проводится утренняя гимнастика ежедневно, физкультурные занятия 2 раза в неделю в спортзале и 1 раз на воздухе. Все это в комплексе способствуют формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.
Мною проводится комплекс закаливающих мероприятий:
• Соблюдение температурного режима в течение дня;
• Правильная организация прогулки и её длительность;
• Соблюдение сезонной одежды во время прогулок, учитывая индивидуальное состояние здоровья детей;
• Мытьё прохладной водой рук по локоть;
• Ходьба по сырому песку (летом, коврику (в межсезонье);
• Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия);
• Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре;
• Использование на занятиях дыхательной гимнастики.
Заключение
Опыт показал, что применение здоровье сберегающих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у родителей и детей положительные мотивации, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Использование данных методов позволило улучшить эмоциональное состояние детей, снизить заболеваемость. В результате проведённой работы уровень здоровья ослабленных детей повысился, количество дней посещения основной массы детей в группе остается стабильным.
Применение здоровье сберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе, сбалансированный режим питания, достаточная физическая нагрузка, личная гигиена, организованная и самостоятельная двигательная активность детей являются в совокупности действенными факторами, оказавшими влияние на снижение заболеваемости. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного здоровьесберегающего образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса по сохранению и укреплению здоровья детей. Развитие детей тесно связано со здоровьем : только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Результатом работы по организации здоровьесберегающей среды стало повышение готовности детей к усвоению общеучебных умений. Уменьшилась заболеваемость, а главное, дети учатся беречь своё здоровье и здоровье окружающих, участвуют в различных конкурсах, инициативны.