Лихачёва Татьяна
Использование здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование у детей потребности в сохранении и укреплении здоровья – важная задача, стоящая перед дошкольными образовательными учреждениями.
Пение
– уникальный вид деятельности. Оно представляет собой психофизиологический процесс связанный с работой жизненно важных систем – дыханием, кровообращением, эндокринной системой. Именно поэтому использование здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе особенно эффективно для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в вокально-хоровой работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
Певческая установка.
Валеологические песни-распевки.
Во время пения дети 5-6 лет должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинкам стульев (в таком положении у них лучше работает главная дыхательная мышца – диафрагма). Воспитанники 3-4 лет могут сидеть прямо, опираясь на спинки стульев, ноги ставят на пол, руки кладут на колени, голову держат прямо, без напряжения, не вытягивая шеи.
Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса можно использовать различные валеологические песенки-распевки.
«Если хочешь»
Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь
Спину выпрями скорей, ноги в пол упри смелей
Если стоя хочешь петь, головою не вертеть
Встань красиво, подтянись и спокойно улыбнись
«Баба Яга»
Вот сидит баба яга
Очень страшная она
Быть такими не хотим
Очень прямо мы сидим
Дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика оказывает на организм комплексное лечебное воздействие. Она положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; улучшает дренажную функцию бронхов; укрепляет весь аппарат кровообращения; повышает общую сопротивляемость организма, тонус.
В дошкольном возрасте допустимо использовать не более двух упражнений на развитие дыхания.
Дыхательные упражнения без звука.
Упражнение «Кораблик»
Эти упражнения развивают управление мускулатурой дыхательных мышц
Сегодня мы выполним упражнение «Кораблик». В теплых краях в голубом море плывет кораблик. Но вот ветер стих и кораблик остановился. Давайте поможем ему отправится в путь дальше. Для этого мы с вами сделаем вдох, задержим дыхание и медленно, равномерно подуем на парус.
Звуковое дыхательное упражнение «Воздушный шар»
(Для спокойного выдоха ртом).
Это упражнения с использованием звуков.
Дети встают в круг
Мы надули шар воздушный
Вот такой большой, большой
Отпустили его в небо
Помахали вслед рукой
Полетел воздушный шарик
Прямо в небо к облакам
Но за сук он зацепился
Лопнул, хлопнул – Бам
Ш-ш-ш….
Упражнения звуковой психорегуляции дыхания
(по М. Л. Лазареву)
Данные упражнения направлены на стимуляцию обменных процессов в клетках за счет звуковой вибрации. Все упражнения предполагают продолжительный озвученный выдох.
Ноги на ширине плеч, после глубокого вдоха негромко произносится звук «в»,«з», «ж» до полного выдоха из легких.
«Муха» (стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области лица)
«Комар» (стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области головы и шеи)
«Пчела» (стимуляция микроциркуляции крови и обмен веществ в области грудной клетки)
Попевки с использованием дыхательных упражнений
«Паровоз» Картушиной.
Закрепляет навык активной работы диафрагмы.
Используются в качестве распевок. Помогают закрепить навык певческого дыхания и подготавливают голос к дальнейшей работе.
Едет, едет паровоз чух-чух, чух-чух
Раздается стук колес чух-чух, чух-чух
Я колесами стучу чух-чух, чух-чух
Если хочешь прокачу чух-чух, чух-чух
Пальчиковая гимнастика с пением «Теремок»
За морями, за горами
За железными столбами
На пригорке теремок
На дверях висит замок
Ты за ключиком иди
И замочек отопри.
Игровой точечный массаж биологически активных точек.
Выполняется легкими надавливаниями и поглаживаниями подушечками пальцев с целью улучшения протекания нервных процессов, расслабления мыщц.
Активная точка №1 (чуть выше груди, ниже иммунной железы) связана с костным мозгом грудины, сердца, со слизистой оболочкой трахеи. Массируя эту точку мы уменьшаем кашель, улучшаем кровообращение.
Активная точка №2 (где располагается иммунная железа) повышает иммунитет, сопротивляемость инфекционным заболеваниям.
Активная точка №3 (за ушами) массаж этой зоны благотворно влияет на вегето-сосудистый тонус, уменьшает головную и мышечную боль в районе затылка, облегчает протекание болезней гортани (фарингита, ангины, уменьшает боль при отите.
Активная точка №4 (крылья носа)массаж это точки положительно влияет на слизистые оболочки носа и гайморовых пазух. Снимает отек при насморке.
Активная точка №5 (между бровей)массаж это зоны способствует снятию боли в лобной части головы и глазах.
«Птичка»
Упражнения начинается в тональности до мажор, каждый последующий куплет поется на пол тона выше. Куплет поем, на проигрыш массируем точку.
1. На березовую ветку птичка прилетела
Села посидела, песенку запела
(на проигрыш делаем массаж точек)
Куплет 2,3,4
Вот на веточку повыше птичка прилетела
Села посидела, песенку запела
5. Вот на самую верхушку птичка прилетела
Села посидела, песенку запела
В своей работе я так же использую метод вокалотерапии. Эфективность и научная обоснованность которого была доказана ведущим российским музыкотерапевтом, руководителем научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий профессором Сергеем Шушарджаном. Этот метод, основан на звуковых вибрациях, доступной каждому и не требующей специальной подготовки.
Каждый орган нашего тела имеет свой "голос". "Звучание" больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное "звучание" можно скорректировать, научив человека правильно петь. Когда человек говорит или поет (одним словом – "звучит", то, по разным оценкам, от 60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими) и только 15-40 % – во внешнюю среду. Благодаря этим вибрациям происходит массаж внутренних органов. Что положительно воздействует на них.
Для усиления и концентрации лечебного воздействия произносимых или "пропеваемых" звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган (или система, и представлять этот орган здоровым и активно работающим. Что мы сейчас и попробуем сделать. Для этого можно использовать музыкальную игру с применением ИКТ «Поющие буквы».
А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;
И – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;
О – стимулирует деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;
У – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин, матки и яичников (у женщин);
Э – улучшает работу головного мозга.
Ю - благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы.
Н – улучшают работу головного мозга;
Х – лечат уши;
Б – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;
П – лечит кишечник, сердце, легкие;
Л – лечит сердечные заболевания;
Ш – лечит печень.
Игра «Поющие буквы»
Далеко-далеко в волшебной стране сказочном замке жили буквы. Они очень любили веселится. Гласные буквы любили играть в мячик и при этом петь. Давайте с ними поиграем (пропевание гласных)
Согласные буквы любили играть с шариком. (пропевание согласных)
Игра «Волшебные часы гнома»
В этой игре мы пропеваем четко заданные слоги по музыкальному трезвучию. Пение каждого слога сопровождается повышением трезвучия на пол тона.
В сказочном лесу жил добрый гном. В его домике было много волшебных вещей, но самым интересным предметом были часы. Их волшебная стрелка показывала разные буквы. А гном их пел. Давайте споем вместе с гномом.
Попевки с использованием массажа стопы
Для профилактики плоскостопия на занятиях я использую попевки с массажем стопы. Иногда эти попевки мы используем на распевании, а иногда и отдельно как самостоятельное упражнение или физкультминутка.
«Мячик»
Мячик ножкой мы катаем
Отдыхаем, отдыхаем
Мячик в верх мы покатили
Вниз вернутся не забыли
Вокально-зрительная гимнастика
Так как в наше время достаточно большой процент детей с нарушениями зрительного аппарата, то на музыкальных занятиях я включила вокально-зрительную гимнастику.
«Рыбка»
Рыбка плавала, ныряла
Рыбка хвостиком махала
По волнам, по волнам
Тут и там, тут и там
Вверх и вниз, вверх и вниз
Рыбка, рыбка не ленись
«Волшебная кисточка»
Краской крашу я карниз
Вверх-вниз, верх-вниз
Кисточка здесь то что надо
Влево - вправо, влево – вправо
Вокализация при слушании классической музыки
Одна из основных задач музыкальных занятий: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус детей.
На человека влияют различные звуковые частоты, воздействующие на него как негативно, так и положительно.
Слушание классической музыки, где звучат струнные, духовые музыкальные инструменты положительно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную и др. системы человеческого организма. Поэтому я решила использовать метод вокализации при слушании музыки. Этот метод заключается в том, что на мелодию классического произведения заранее придумываются слова схожие по тематики с названием произведения. И дети пропевают их при слушании. Этот метод позволяет не только получить звуковые вибрации от музыкальных инструментов но и усилить их своим голосом. А так же дети лучше запоминают мотив и содержание музыкального произведения.
Все эти методы и приемы можно использовать и на занятиях и в совместной деятельности с дошкольниками.