Кожирнова Елена
Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий
В последнее время, значительно увеличивается количество детей соматически ослабленных, с речевой патологией, детей, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. У таких детей наблюдается низкая работоспособность, повышенная утомляемость, несформированность произвольности психических процессов.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в развитии речи младших дошкольников» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ является перспективным средством развивающей работы с детьми. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств развития речи все чаще применяемых в дошкольной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать образовательную деятельность интереснее и разнообразнее.
Выражение «Ум ребенка - на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому.
Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, складывается целостное представление об их свойствах и качествах.
Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем раньше он начинает говорить.
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит под влиянием кинестетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
В ходе речевого развития детей дошкольного возраста, с целью оптимизации образовательного процесса, поддержания и укрепления здоровья воспитанников педагоги нашего ДОУ применяют здоровьесберегающие технологии.
Одним элементов здоровьесберегающих технологий является гимнастика.
Виды гимнастики для развития речи детей :
• артикуляционная гимнастика;
• дыхательная гимнастика;
• релаксационная гимнастика;
• пальчиковая гимнастика;
• игровой массаж, самомассаж.
• гимнастику для глаз,
• Су - Джок – терапия.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит :
- улучшение памяти, внимания, мышления;
- повышается работоспособность, уверенность в себе;
- стимулируются речевые и двигательные функции;
- снижается утомляемость;
- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат.
Пальчиковая гимнастика проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем. Рекомендуется всем детям, проводится в любое удобное время, а так же во время образовательной деятельности.
Использование данных упражнений способствует развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики, а также оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
«Кулак—ребро—ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
(Соприкасаются мизинчики обеих рук)
Здравствуй, небо голубое!
(Соприкасаются безымянные пальчики)
Здравствуй, вольный ветерок,
(Соприкасаются средние пальчики)
Здравствуй, маленький дубок!
(Соприкасаются указательные пальчики)
Мы живем в одном краю —
(Соприкасаются большие пальчики)
Всех я вас приветствую!
(Пальчики сомкнуть в замок)
Пальчиковая гимнастика с прищепкой
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги («подушечки») от указательного к мизинцу и обратно на ударные слоги стихотворения:
У Лариски — две редиски,
У Алешки — две картошки,
А у Вовки — две морковки,
А у Петьки — две редьки.
Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики («Ладошки», «Повороты головой», «Погончики», «Обнимем плечики» и др.) направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведем работу над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения.
"Задуть свечу".
Ребенок представляет, что перед ним стоит 5 свечек. Ему нужно задуть сначала большой струей воздуха одну свечу, затем этот же объем воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все.
"Мой воздушный шарик"
Цель: выработать более глубокий вдох, сильный длительный выдох;
активизировать мышцы губ.
Оборудование: воздушные шары.
Дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот.
Педагог сопровождает действия детей стихотворным текстом:
Каждый день я в шарик дую,
Над дыханием колдую.
Шарик я надуть стремлюсь
И сильнее становлюсь.
"Ныряльщики за жемчугом"
Цель: Улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина.
Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в
положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха
через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает
пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
Самомассаж. Одним из эффективных направлений по подготовке дошкольников к письму является самомассаж рук. Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а также под воздействием импульсов, идущих в коре головного мозга от двигательных зон к речевым, более благотворно развивается речевая функция. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание). Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Для самомассажа используем специальные ручные массажёры (резиновые мячи - ежики, мячи с пуговицами, варежки обшитые бисером). Массажные движения выполняются с речевым сопровождением. Главная ценность массажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно.
С целью разнообразить педагогический процесс, поддерживать интерес детей педагог находится в постоянном поиске новых методов и приемов, положительно влияющих на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Одним из таких средств является — камешки марблс.
История марблс.
Стеклянный шарик марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей. Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Шарики марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды.
Современные марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.
Камешки бывают различные: они имеют круглую или квадратную форму, бывают разные по размеру и по цветовой окраске.
Наряду с такими камешками используются фигурки, отображающие реальные изображения: листики и яблочки различного цвета, желуди, совы, морские обитатели. Их применяют в работе с сюжетной картинкой.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, память, мышление, творческое воображение, они помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук.
Су-Джок терапия оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий способствуют овладению дошкольниками нормами речи, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом, снижают заболеваемость и приобщают их к здоровому образу жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.