Вера Николаевна Лесных
Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования активного словаря детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования активного словаря детей с нарушениями речи
Воспитатель логопедической группы
Для гармоничного развития организма ребенка необходима двигательная активность. Низкий её уровень - гипокинезия - один из серьёзнейших «факторов риска». Нарушение устной речи является распространённой патологией у современных дошкольников. Речевые расстройства напрямую связаны с психофизическим развитием. Все систематически проводимые упражнения, связанные с речью, с двигательной активностью, комплексно воздействуют на коррекцию устной речи, на психофизическое развитие детей, имеющих нарушения речи.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования активного словаря детей с нарушениями речи» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Выделяют пять основных методических приёмов и форм развития активного словаря с помощью движения :
• Логоритмика, как «терапия движением»
• Артикуляционная гимнастика
• Развитие мелкой моторики
• Физкультурные минутки
• Физическая культура
Главная задача логопедической ритмики - это коррекция речи детей, путём использования различных упражнений, предусматривающих сочетание музыки, движения и речи. Ритмическая способность - одна из базовых способностей человека. Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений - ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных.
Коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение движений по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
При формировании речевого дыхания необходимо почувствовать мышечное напряжение и расслабление брюшного пресса; при коррекции, автоматизации и дифференциации звуков надо помнить, что одни движения выполняются с напряжением, другие, наоборот, с расслаблением. Мышечная и эмоциональная раскованность - главное условие для естественной речи и правильных телодвижений.
Во 2 половине дня проводятся такие упражнения, которые способствуют развитию регуляции мышечного тонуса, например: упражнения «Волны» руками, «Волны» туловищем; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Умное эхо», «Тихо-громко»; упражнения для совершенствования навыков движений и действий в коллективе - игра «Сцепка вагонов»; игры «Осенние листочки», «Барабанщик» формируют у детей представление о темпе, понятиях «быстро» и «медленно»; игры «Паровоз», «Карусели» развивают умения соотносить темп речи и движений, темп речи и движений с темпом музыки. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме. Например, «Сказка о Весёлом Язычке», «Храбрый комар», «Прекрасная Обжора».
Для развития артикуляционной моторики проводятся различные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Например: «Прятки» - чередование плотно сжатых губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;«Вкусное варенье» -круговое скользящее движение языка по губам; «Теннис» - движение языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки и др.
Артикуляционная гимнастика рекомендуется для развития и совер-шенствования основных речевых движений. Необходимо следить за качеством выполняемых движений, за точностью и правильностью, достаточным объёмом движения, техникой выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием мимики. Развитие мимических мышц лица строится на использовании естественных мимических движений: «Плакса» - зажмуривание глаз; «Тигрёнок» - оскаливание зубов; «Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг; «Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба; и др. Важны упражнения для пальцев рук и кистей. Происходит развитие статической координации, развивается динамическая координация, двигательная память. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующими влияниями на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Кроме того, целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев полезна для подготовки руки к письму.
Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Вначале дошкольники обучаются несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их. Так же дети обучаются элементам самомассажа кистей и пальцев рук. Самомассаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Под влиянием массажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Дети обучаются таким приёмам самомассажа, как поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения.
У дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, поэтому содержание и ритм стихотворных текстов максимально приближен к характеру самого движения. Судя по тому, с каким интересом и удовольствием они выполняют, казалось бы, скучные двигательные упражнения, видно, что в воображении детей возникает конкретный образ, а значит, увеличивается объем слов активного словаря.
Так как большинство детей с речевыми нарушениями нуждаются в регулировании психических процессов возбуждения и торможения, то с ними нужно применять такую форму обучения, как рисование пальцами. Этот процесс рисования воздействует на эмоциональное состояние, дыхательную функцию и психику, развивает речь, увеличивает активный словарь и готовит руку к письму.
Поскольку дети данного возраста не могут длительное время сосредотачивать внимание, подвержены быстрому утомлению, то особенно актуальна такая форма работы, как физкультурные минутки. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, раз-вивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Физическое воспитание детей с нарушением устной речи играет значительную роль в процессе коррекционной работы и является одним из средств развития нарушенных функций. Дети любят подвижные игры, поэтому всегда с удовольствием выполняют задания воспитателя. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дозировка и темп зависят от возраста детей, их настроения и от состояния здоровья. Для дошкольников это просто игра, а в результате - радостное настроение и хорошая мышечная нагрузка. Для формирования коррекции правильного звукопроизношения подходят игры «Космонавты», «Запятнай пару», «Весёлая пчёлка», «Остров плакс», «Шарик» Они учат детей направлять дыхание и внимание на определённые участки своего тела, напрягать и расслаблять мышцы. Обучение самомассажу происходит в упражнениях «Заводим машину», «Лепим красивое лицо», «Лебединая шея».
Таким образом, развитие двигательной и речевой активности детей с нарушением устной речи влечёт за собой развитие всей речевой системы, активизацию мыслительной деятельности, лучшее усвоение программы, для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.