Лидия Максимова
Использование занимательного математического материала при формировании представлений о форме
▼ Скачать + Заказать документы
Форме принадлежит особое место среди многообразия свойств, познаваемых в дошкольном возрасте. Воспринимая форму, ребенок выделяет предмет из других, узнает и называет его, группирует (сортирует) и соотносит его с другими предметами.
Форма – это внешнее очертание предмета. Множество форм бесконечно. Геометрическая фигура – это эталон для определения формы предмета, всякое непустое множество точек: обобщенное абстрактное понятие. Наблюдая за предметами окружающего мира, человек заметил, что есть некоторое общеесвойство позволяющее объединить предметы в одну группу. Это свойство было названо геометрической фигурой.
Темочки:
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Представления о форме предметов возникают у детей достаточно рано. В 4-5 лет дети в основном зрительно воспринимают геометрические фигуры. Осязательно-двигательное обследование становится ненужным. В процессе зрительного восприятия они фиксируют контур и на этой основе включают фигуру в определенную группу, выделяют виды фигур, классифицируют, упорядочивают и систематизируют предметы по форме.
В среднем дошкольном возрасте преобладает зрительное распознавание фигур и их отличительных признаков, словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур.
Таким образом, форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого. Восприятие формы предметов у детей 4-5 лет осуществляется на основе одновременного обследования ее зрительным и осязательно-двигательным способом, сопровождаемым называнием основных особенностей той или иной формы.
Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, который способствует развитию математических представлений детей. Он включает в себя занимательные вопросы, задачи-шутки, игры, головоломки, логические задачи и т. д. Занимательные задачи и головоломки составлены на основе знания законов мышления. Догадке как способу решения головоломки предшествует тщательный анализ, выделение в задаче существенных признаков.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении.
Одним из видов занимательного математического материала являются задачи-головоломки. Головоломка — это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня.
Из всего многообразия задач-головоломок наиболее приемлемы для детей 4-5 лет головоломки с палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию.
В результате регулярно организуемых занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети приобретают способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески. Характер поиска при этом постепенно меняется. От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (частичные подсказки, наводящие вопросы, подтверждение верного хода решения) дошкольники переходят к самостоятельным действиям.
Таким образом, занимательный математический материал, а именно задачи-головоломки при организации работы по развитию представлений о форме предметов у детей 4-5 лет, является хорошим средством воспитания у детей в дошкольном возрасте интереса к математике.