Лучший педагог года

Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО

Ольга Мощенко
Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Использование закаливающих мероприятий как средство укрепления физического здоровья детей дошколь-ного возраста в условиях ДОО»

Введение

По мнению ученных большую часть потенциала российского общества первой половины XXI века будут составлять сегодняшние дети дошкольного возраста. Именно им предстоит решать сложные социально-экономические, морально-этические, национальные и другие проблемы, которые в настоящее время волнуют общественность Российской Федерации.

Публикация «Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах

Основы будущей жизни, как известно, закладываются в раннем дет-стве, и потому укрепление здоровья детей дошкольного возраста является приоритетным направлением.

Это свидетельствует о том, что проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются актуальными в практике общественного и семейного дошкольного воспитания и диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации.

Актуальность вопроса закаливания обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых.

Таким образом, закаливание является научно обоснованным система-тическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.

Все вышесказанное определяет проблему данного проекта, которая заключается в определении оптимальных путей закаливания детей дошкольного возраста в возрасте от 5 до 7 лет.

Объект исследования – система оздоровительной работы с детьми группы «Светлячок».

Предмет исследования – закаливание как средство укрепления физического здоровья детей в возрасте от 5 до 7 лет.

Цель данной работы заключается в определении и использовании эффективных закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Задачи:

1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста.

2. Определить степень здоровья, состояния детей группы «Светлячок».

3. Разработать комплекс закаливающих упражнений для детей в возрасте от 5 до 7 лет и доказать его эффективность для укрепления здоровья детей.

4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников, как с участниками образовательных отношений по вопросам закаливания.

Гипотеза. Мы предполагаем, что использование разработанного комплекса закаливающих упражнений и применение его в процессе оздоровительной работы с воспитанниками группы «Светлячок» будет способствовать укреплению физического здоровья ребенка и снижению заболеваемости детей в целом и в частности – заболеваний верхних дыхательных путей.

Этапы:

I. Подготовительный с 10.09.2014 по 27.02.2015

- изучение опыта работы по данной теме;

- создание паспорта проекта;

- разработка комплекса закаливающих упражнений;

- информирование родителей.

II. Реализация проекта, с 2.03.2015 по 31.05.2017

- работа над проектом;

- промежуточное подведение итогов;

- корректировка комплекса закаливающих упражнений (по необходимости, по результатам промежуточных итогов).

III. Подведение итогов, 15.05.2017 по 31.05.2017.

- сравнительный анализ заболеваемости за 2014-2017 г. г. ;

- презентация проекта.

Практическая значимость - практическая значимость проекта пред-полагается в возможности использования разработанного и экспериментально обоснованного комплекса закаливающих упражнений в условиях дошкольных организаций муниципального образования город Горячий Ключ. Результаты работы и разработанный комплекс, способствующий повышению эффективности процесса по физическому воспитанию дошкольников и понижению уровня заболеваемости детей, могут быть использованными педагогами-практиками в процессе физического воспитания воспитанников и рекомендованы для внедрения в практику семейного воспитания.

Новизна проекта состоит в том, что нетрадиционные методы закаливания (хождение босиком по полу, криомассаж, полоскание горла с понижением t° воды, очищение носоглотки) позволят улучшить показатели здоровья детей и позволят, эффективно снизить заболеваемость среди воспитанников при малых экономических затратах.

1. Научно-теоретические основы закаливания детей.

1.1 Сущность и механизмы закаливания.

Что же подразумевается под понятием «закаливание»? «В русской речи, - писал профессор В. В. Гориневский, - понятие это возникло на основании аналогии, которая существует между превращением железа и стали из одного состояния в другое и теми приемами, которые ведут к укреплению организма и его выносливости».

Органы чувств, в том числе и кожа, воспринимают любые изменения, возникающие вокруг и внутри человека и передают сигналы тревоги в цен-тральную нервную систему, которая немедленно включает защитные при-способления, обеспечивающие уравновешенность и сохранность своего ор-ганизма.

Общие закаливающие мероприятия проводятся на протяжении повседневной жизни человека и предусматривают правильный режим дня, рациональное питание, ежедневные прогулки, сон на воздухе, рациональную одежду, соответствующий возрасту воздушный и температурный режим помещения, регулярное проветривание помещения

Закаливание – комплекс мероприятий по повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных погодно – климатических условий. Одним из важнейших факторов внешней среды является температура. Организм человека должен постоянно поддерживать тепловой баланс при различных внешних температурах. В организме непрерывно происходят окислительные процессы с освобождением энергии, которая превращается в тепловую и передается во внешнюю среду. При понижении температуры внешней среды интенсивность обмена веществ увеличивается, тепла вырабатывается больше, что препятствует переохлаждению организма, и температура тела остается неизменной.

Нет человека, который не хотел бы быть здоровым. Но это требует усилий, и тем больших, чем нарушено здоровье. Начальные стадии закаливания – солнечные, воздушные и водные процедуры, купания в прохладной и холодной воде. Ученые заметили, что человек, надолго изолированный от солнца, перестает получать витамин Д, который образуется при облучении кожи ультрафиолетовыми лучами, в результате чего возникают нарушения деятельности различных органов. Поэтому предупреждение «солнечного голодания» является обязательным условием закаливания. Воздух – среда обитания всего живого на Земле. Холодный воздух, действуя на поверхность обнаженной кожи, закаливает организм. При ветре тело остывает быстрее, чем в безветрие. Чем выше скорость ветра, тем больше теплоотдача кожи и тем выше закаливающие свойства воздуха. Также в профилактике заболеваний, укреплении здоровья и лечении болезней огромную роль играет вода. Вода в целом и ледяная вода в частности обладает рядом свойств, которых нет у других жидкостей. Молекулы воды имеют различные структурные связи между кислородом и водородом, влияющие на ее свойства. Холодная вода является естественным стимулятором резервных сил организма. Вода отличается от лекарственных препаратов тем, что оздоравливающе влияет на весь организм, в то время как многие лекарства действуют избирательно, нередко дают отрицательный побочный эффект.

1.2 Особенности закаливания детей дошкольного возраста.

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчи-вость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур :

- укрепление нервной системы;

- развитие мышц и костей;

- улучшение работы внутренних органов;

- активизация обмена веществ;

- невосприимчивость к действию болезнетворных факторов.

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.

Средства закаливания просты и доступны. Главное отбросить многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать детей, не бояться свежего воздуха.

При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:

- проводить закаливающие процедуры систематически,

- увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,

- учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,

- начинать закаливание в любом возрасте,

- никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,

- избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,

- правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,

- закаливаться всей семьей,

- закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем.

Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода».

Для оздоровления детей всех возрастов очень полезна во всех отношениях ходьба босиком, хотя бы потому, что она является профилактикой плоскостопия и деформации стопы.

Чтобы достичь хорошего общего физического развития детей и устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей к систематическому хождению босиком (дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице).

Начинать закаливание ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром.

Ослабленным и больным детям назначают главным образом частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру воды, от исходной (35-36°, снижают очень медленно. И лишь после улучшения общего состояния ребенка доводят до температуры, рекомендованной для здоровых детей.

При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают снова после выздоровления с учетом индивидуальных особенностей организма ребенка.

По интенсивности воздействия на организм водные процедуры располагаются в следующем порядке: влажное обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же - руки и грудь, далее руки, грудь и спину и т. д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам закаливания.

Все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

Закаливание следует проводить систематически, а не от случая к слу-чаю. Длительные перерывы ведут к ослаблению или полной утрате приспособительных защитных реакций организма.

Самым распространенным видом закаливания является закаливание водой. Его необходимо проводить в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными ваннами и закаливанием солнцем.

Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка.

К интенсивным методам закаливания относят те методы, при которых происходит хотя бы кратковременный контакт тела со снегом, ледяной водой или морозным воздухом. Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры.

Вот некоторые из основных видов контрастных закаливающих процедур :

- контрастные ножные ванны;

- контрастное обтирание.

2. Закаливание в системе оздоровительной работы с детьми группы «Светлячок».

2.1. Анализ здоровья и состояния детей группы «Светлячок» МАДОО №3.

Прежде чем приступить к разработке комплекса закаливающих мероприятий, тщательно была проанализирована система оздоровительной работы в МАДОО №3. Из этой системы были вычленены уже используемые закаливающие мероприятия.

Разработка эффективных мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, базируется на данных о состоянии здоровья этого контингента. Исходя из этого был сделан анализ здоровья детей группы «Светлячок» по медицинским картам. Из 29 воспитанников:

- I группа здоровья – отсутствует;

- II группа здоровья – 28 детей;

- III группа здоровья – 1 ребенок.

Заключительные диагнозы распределились следующим образом:

- ММД – 2 ребенка;

- соматические заболевания – 2 ребенка;

- кариес – 2 ребенка;

- фимоз – 1 ребенок;

- аденоид – 1 ребенок;

- ортопедические заболевания – 14 детей;

- анемия – 1 ребенок;

- зрение – 1 ребенок;

- нет заболеваний – 5 ребенка.

Из бесед с родителями выявлено, что 2 ребенка имеют пищевую аллергию (компонент рыба).

В медицинских картах воспитанников в графе «группа занятий физ-культурой» стоит – «основная» у всех детей.

Кроме этого, проанализирована заболеваемость за январь-август 2014 года:

№ п/п Наименование месяца Заболеваемость

1. Январь 4,4

2. Февраль 9,8

3. Март 8,7

4. Апрель 1,4

5. Май 6

6. Июнь 0,3

7. Июль 4,7

8. Август 1,8

ИТОГО: 4,6

Согласно данных заболеваемость на одного ребенка составила 4,6 дня. Основное заболевание за весь 20

2.2. Обоснование эффективности закаливающих мероприятий.

Исходя из вышеперечисленных проведенных исследований и анализов был разработан комплекс закаливающих упражнений, которые будут проводиться после дневного сна и включают в себя:

год - инфекция верхних дыхательных путей и данные следующие:

Количество случаев инфекции верхних дыхательных путей Количество воспитанников

14 2

11 1

9 2

8 6

7 1

6 1

5 2

4 3

3 2

2 1

1 4

0 4

ИТОГО: 80 случаев за год

Если брать в разрезе каждого ребенка, то инфекцией верхних дыха-тельных путей болели:

№ п/п Имя ребенка Количество случаев инфекции верхних дыхательных путей

1. Никита 14

2. Ольга 14

3. Андрей 11

4. Дмитрий 9

5. Владимир 9

6. Глеб 8

7. Алексей 8

8. Егор 8

9. Руслан 8

10. Кирилл 8

11. Виктория 8

12. Анастасия 7

13. Роман 6

14. Матвей 5

15. Ангелина 5

16. Никита 4

17. Вартан 4

18. Арина 4

19. Ярослав 3

20. Дмитрий 3

21. Роман 2

22. Ева 1

23. Анастасия 1

24. Арина 1

25. Матвей 1

26. Виктория 0

27. Татьяна 0

28. Рафаэль 0

29. Иван 0

Изучив состояние вопроса по закаливанию детей выяснили следующее : 1). Промежуточное место между традиционным и интенсивным закаливанием занимают контрастные процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у детей (тонзиллите, аденоидах и т. п.) предпочтительнее применять контрастные процедуры (тепло, холод).

2). Органы чувств, в том числе и кожа, воспринимают любые изменения, возникающие вокруг и внутри человека и передают сигналы тревоги в цен-тральную нервную систему, которая немедленно включает защитные при-способления, обеспечивающие уравновешенность и сохранность своего ор-ганизма.

Исследования по определению количества тепловых и холодовых точек на различных участках поверхности кожи подтвердили предположение о значительно большем количестве терморецепторов на подошвенной поверхности стопы, чем на остальных участках кожи. Ходьба босиком, воздействуя на рецепторное поле, как подошвенная поверхность стопы, вызывает высокую, порождаемую температурными ощущениями импульсацию.

Большое количество тепловых и холодовых точек на подошве является причиной того, что именно охлаждение ног у незакаленных людей часто вызывает простудные заболевания. К тому же, стопы находятся в рефлекторной связи со слизистой оболочкой верхних дыхательных путей, при местном охлаждении ног ее температура резко снижается, вследствие чего появляются насморк, кашель и хрипота. Ходьба босиком является основной формой местного закаливания ног. Под влиянием закаливания вырабатываются парадоксальные сосудистые реакции, т. е. при охлаждении периферические сосуды не сужаются, а расширяются. При закаливании нужно соблюдать некоторые принципы: систематичность, постепенность и последовательность, учет индивидуальных особенностей, сочетание общих и местных процедур, ак-тивный режим, разнообразие средств и форм, самоконтроль. Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих условий :

- учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

- комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

- постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора;

- систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды;

- спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Полезны после хождения босиком ножные ванны с постепенным по-нижением температуры воды.

3). Поскольку стопы рефлекторно связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно одновременно с хождением босиком полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С.

2.2. Обоснование эффективности закаливающих мероприятий.

Исходя из вышеперечисленных проведенных исследований и анализов был разработан комплекс закаливающих упражнений, которые будут проводиться после дневного сна и включают в себя:

Хождение босиком также относится к нетрадиционным методам закаливания. Необходимо руководствоваться принципами постепенности и систематичности. Начинаем хождение босиком при температуре пола не ниже +18 градусов. Вначале это осуществляется бег на носочках из спальни в течение 4-5 дней, затем полной стопой босиком бег по группе увеличивая еженедельно время процедуры на 1 минуту и постепенно доводя ее до 10 минут. Хождение босиком рекомендуется во всех возрастных группах. В теплый период времени – это криомассаж.

Применение Методика криомассажа (КМС) стоп ребенка — это новая методика закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста. Эта методика экономичная, доступная, эффективная, может применяться в условиях детских садов. Особенность этой методики в том, что она предусматривает применение холода. Используется криопакет, который состоит из замороженной водоохлаждающей солевой смеси. По этой методике осуществляется криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуры рекомендуется проводить через день, длительность каждой 7-20 сек. Курс включает в себя 10-12 процедур в течение осени, зимы и весны, то есть примерно в течение 7-8 месяцев. Закаливание методом криомассажа стоп обычно используют для детей, закаливание которых только начинается, также этот метод может применяться и для детей, которые проходили уже курсы закаливания.

Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Дети старшего дошкольного возраста умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +36-37о. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 5° и доводится до комнатной температуры.

Планируем включать в процедуру такого закаливания игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретёт более осмысленный и произвольный характер. Для этой цели будет использоваться полифункциональная развивающая игра с элементами звуковой гимнастики. Подборку звуковой гимнастики и её чередование будет осуществлять музыкальный руководитель.

Дети садятся на ковре в позе факира, перед ними ставится вода в пла-стиковых стаканчиках. Каждому ребенку предлагается представить, как он превращается в доброго волшебника, которому все подвластно. Дети закрывают глаза, расслабляются, а, открыв глаза, произносят “волшебные” слова: «Я хороший, добрый ребенок. Всем детям в группе я желаю здоровья. Пусть все будут добрыми и красивыми. Милыми и счастливыми. А. у. м.».

Носоглотка – это место, которое очень подвержено воздействию хо-лода. Но это вовсе не значит, что нужно плотно кутаться в шарф и избегать вдыхания холодного воздуха. Лучше уделить внимание грамотному закаливанию данной области. Существуют несколько способов промывания слизистой носовой полости. Мы остановимся на следующем – сначала пальцем, намыленным хозяйственным мылом, а затем чистой водой промывать внутренние стенки ноздрей. (Приложение).

Существует несколько правил, которым нужно следовать в процессе закаливания. Это позволит принести организму только пользу.

1. Закаливающие процедуры нужно проводить регулярно. Например, каждый день или через день, не делая перерывов.

2. Во время болезни прекращать процедуры не следует, достаточно лишь уменьшить их интенсивность.

3. Температуры воздуха и воды нужно уменьшать постепенно, не мучая свой организм чрезмерными нагрузками.

4. Закаливание малышей должно осуществляться только под строгим контролем взрослых людей.

2.3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспи-танников по вопросам закаливания.

Одним из направлений деятельности по проведению закаливающих мероприятий является работа с родителями.

Для этого мы определили задачи работы с родителями:

- пропаганда здорового образа жизни;

- изучение, обобщение и распространение положительного семейного опыта;

- установка на совместную работу с целью решения поставленных задач;

- вооружение родителей основами знаний через беседы, консультации, семинары.

Формы работы с семьей:

- проведение родительских собраний, семинаров-практикумов, консультаций;

- беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблеме;

- дни открытых дверей;

- презентация закаливающих мероприятий для родителей;

- круглые столы с привлечением специалистов (инструктора по физической культуре, медицинской сестры, врачей);

- родительский клуб «Если хочешь быть здоров – закаляйся

Приложение

Комплекс закаливающих упражнений после дневного сна

(холодное время года)

1. Игры с одеялом. (дети прячутся под одеяло и так 2-3раза)

Вот идет лохматый пес,

А зовут его - Барбос!

Что за звери здесь шалят?

Переловит всех котят.

2. Легкий массаж («поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

3. Бег босиком из спальни в группу:

Потянулись, быстро встали,

На носочках побежали. (с нарастанием времени бег по полу в группе)

4. Полоскание горла.

5. Очищение носоглотки с помощью хозяйственного мыла.

6. Завершается подъем гигиеническими процедурами.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся шейка!

Шейка, мойся, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Комплекс закаливающих упражнений после дневного

(теплое время года)

1. Легкий массаж («поутюжить» руки, ноги от пальчиков вверх, разгладить спинку, грудь).

2. Бег босиком из спальни в группу:

Потянулись, быстро встали,

На носочках побежали. (криомассаж с нарастанием времени от 2 до 20 сек.).

3. Полоскание горла.

4. Очищение носоглотки водой.

5. Завершается подъем гигиеническими процедурами.

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь, уши, мойся шейка!

Шейка, мойся, хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся, грязь, смывайся!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование системы здоровьесберегающих мероприятий в целях сохранения и укрепления здоровья детей I. Введение. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Что такое здоровье?.

Комплекс закаливающих мероприятий после сна для детей младшего и среднего дошкольного возрастаКомплекс закаливающих мероприятий после сна для детей младшего и среднего дошкольного возраста Цель закаливающих мероприятий: продолжать формировать у дошкольников первичные представления о здоровом образе жизни, представления об.

Консультация для педагогов и родителей «Стопотерапия — как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста» Стопотерапия - как средство укрепления здоровья детей дошкольного возраста»«Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то,.

Проект «Использование нестандартного оборудования для укрепления физического здоровья детей» Тип проекта: долгосрочный, практико-ориентированный; Актуальность. В современном мире, в эпоху 21 века, предъявляются новые, более высокие.

Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей для их физического развития Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 4 г. Бирюсинска Сообщение на семинар в ДОУ «Создание условий.

Тропа здоровья как средство сохранения и укрепления психического и физического здоровья дошкольников На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации, поэтому.

Взаимодействие детского сада и семьи по вопросу укрепления физического здоровья детей Новые требования к образованию детей дошкольного возраста продиктованы ФГОС ДО, направленным на изучение интересов и индивидуальных особенностей.

Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 "Солнышко. " Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.

Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детейЭкологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей Экологическая тропа как средство укрепления физического и психического здоровья детей. Среди важных задач предлагаемых Стандартом ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физического и психического здоровья детей старших дошкольников 3. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, М. В. Ломоносов, и др., психологов (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев и др., ученых-медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 10:29
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование закаливающих мероприятий как средства укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста в условиях ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мощенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД