Анна Стецко
Использование эвритмии на музыкальном занятии
▼ Скачать + Заказать документы
Использование элементов эвритмии в музыкальной деятельности дошкольников
В переводе с греческого, эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Основная идея эвритмии - соответствие движений человеческого тела звукам речи и музыкальным тонам. Она была сформулирована основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером.
Публикация «Использование эвритмии на музыкальном занятии» размещена в разделах
Условия проведения эвритмии – это наличие ударного инструмента, одежда светлых тонов, просторное помещение.
При работе со звуком, схемами жестов и движений в пространстве своего тела и окружающего мира у дошкольников повышается концентрация внимания, улучшается мелкая и крупная моторика, координация движения, развивается ритмический слух, голосовой аппарат.
Занятие с элементами эвритмии в детском саду проходит в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движением всех участников. Она включает следующие этапы:
1. Подготовка пространства и костюмов.
2. Создание доверительной атмосферы (приветствие).
3. Музыкально-ритмический круг с пением, играми на развитие ритмического слуха и ориентировки в пространстве, постановками хороводов, элементов танцев.
4. Завершение занятия.
Рассмотрим их подробнее.
1. Этап:
Помещение хорошо проветрено. Звучит музыка. Дети входят в зал в костюмах светлых тонов.
2. Этап:
Все встают полукругом. На экране – схема «полукруг». Музыкальный руководитель (далее педагог) с жестом приветствует детей:
Здравствуйте, мои друзья.
Всех вас рада видеть я. А вы меня?
Дети: Да! (с жестом приветствия, разводя поднятые руки в стороны).
Педагог продолжает:
Радугою в полукруге
Улыбки дарим мы друг другу.
А теперь мы встанем в круг (все встают в круг).
Полон он друзей, подруг.
Если (Вика) уйдет вдруг (Вика делает шаг из круга,
Получится у нас круг?
Дети: Нет! (с жестом отрицания, скрестив руки на груди).
Педагог продолжает:
В нашем кругу, как и на нашей планете, абсолютно каждый
Очень-очень важен.
3. Этап:
Педагог показывает на область солнечного сплетения и говорит:
У каждого из нас внутри маленькое солнышко.
Поиграем мы сначала,
Чтоб наше солнышко сияло.
Пойдем по солнечному кругу.
Пусть каждый шаг будет по звуку! (ударяет в треугольник)
На экране схема – круг. Педагог задает шаг и ритм треугольником, а дети соответственно двигаются по кругу. Затем педагог продолжает:
Дружат наши ручки.
Все поднимают руки вверх и соединяются ладонями.
Дружат наши ножки.
Все ставят ноги на ширине плеч и соединяются стопами.
Дружат наши звонкие и добрые ладошки.
На Земле мы – все друзья.
Вдохнем и пропоем мы «А».
Все поднимают руки вверх, делают вдох. Педагог ударяет в треугольник, все на выдохе пропевают звук «А», стараясь петь, пока звучит инструмент. На экране - схема звука в виде галочки. Затем педагог продолжает:
1,2,3 повернись, в волшебников солнечных превратись.
Все поворачиваются вокруг себя, а педагог говорит:
Вот мы волшебники теперь,
Мы – жители рек и морей,
Мы – все лесов хранители,
Ветров мы повелители.
Если только захотим,
Все с тобой мы создадим.
Чтобы море показать,
Надо нам вот так вот встать.
Педагог показывает движение – дети соединяют руки перед собой.
Вдохнуть и пропеть «О».
Все делают вдох. Педагог снова ударяет в треугольник. На выдохе дети поют «О». На экране - схема звука в виде овала. Затем появляется изображение моря.
Горы нужно нам ваять,
Левую руку вверх к солнцу поднять.
Правую опустить,
Вдохнуть и пропеть «И».
Все выполняют движение и поют «И». На экране схема звука – диагональ. Затем появляется изображение гор.
Чтоб леса нам защитить,
Нужно руки нам скрестить,
Вдохнуть и пропеть «Э».
По тому же принципу все поют «Э». На экране сначала схема звука – скрещенные диагонали, затем появляется изображение леса.
А чтоб ветру волю дать,
Нужно нам спокойно,
Вдохнуть и пропеть «У».
По тому же принципу все поют «У». На экране сначала схема звука – две параллельные прямые, потом появляется изображение ясного неба.
Вот так в спокойном светлом мире
Наши солнышки и жили.
Жили-жили, не тужили,
Дружно песни заводили,
Хороводом всех дивили.
Далее следует исполнение песни в кругу по выбору музыкального руководителя или детей с прохлопыванием ритмического рисунка. Затем педагог просит детей разойтись по парам и продолжает:
Друг друга понимать без слова,
Просто чувствовать готовы?
Дети отвечают. Педагог задает на слайдах знакомые схемы для исполнения в паре по принципу «сиамские близнецы», то есть один ребенок использует только правую сторону тела, другой – только левую. Так схема переносится из звука единицы в пару. Затем задача усложняется. Дети в хороводе под музыку, представляя в пространстве заданную педагогом схему, исполняют различные фигуры танца. То все идут по кругу, то перестраиваются в диагональ, крест и т. д. Движение может сопровождаться пением. То есть происходит перенос схемы в пространство. Так, сохраняя смысловое значение – гармонии пространства внешнего и внутреннего, с применением эвритмии создаются красивые музыкальные узоры.
4. Этап:
Заканчивается занятие музыкальным прощанием в кругу. Все поют:
Молодцы мы все, друзья. До встречи! До свидания!