Наталья Корнилова
Использование элементов здоровьесберегающих технологий и приёмов в образовательной деятельности с младшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Показатели здоровья детей требуют принятие эффективных мер по улучшению их здоровья. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьёзным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование элементов здоровьесберегающих технологий и приёмов в образовательной деятельности с младшими дошкольниками» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2019
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. С целью достижения новых образовательных результатов в своей работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую элементы здоровьесберегающих технологий. Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей.
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, личного и физического здоровья.
Цель: обеспечить дошкольники возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
Здоровьесберегающие технологии применяю в различных видах деятельности, и представлены в:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
Технологии обучения здоровому образу жизни;
Коррекционные технологии;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья в младшей группе :
Динамические паузы проводим во время занятий 2-5 мин. Во время их проведения включаем элементы дыхательной, пальчиковой гимнастик в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводим ежедневно на прогулке и подбираем в соответствии с возрастом ребёнка.
Релаксация. Используем спокойную музыку, например звуки природы. Моя задача состоит в том, чтобы научить малышей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением. Выполнение таких упражнений нравится детям, так как в них есть элементы игры.
Пальчиковую гимнастику проводим с подгруппой детей ежедневно. Она тренирует мелкую моторику рук, стимулирует речь, внимание, кровообращение. Мы проводим в любой удобный отрезок времени.
Дыхательную гимнастику мы проводим в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом.
Игровая оздоровительная гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5 минут. В её комплекс входят упражнения на кроватях для пробуждения, упражнения плоскостопия, воспитание правильной осанки. Родителями были приобретены массажные дорожки. Они массажируют ступни малыша, укрепляют мышцы, защищая организм в целом.
Технологии обучения здоровому образу жизни в младшей группе :
Ежедневно проводим утреннюю гимнастику по 6-8 минут, где формируются ритмические навыки и умения. Гимнастику проводим с музыкальным сопровождением. Для того чтобы, познакомить родителей со структурой утренней гимнастики, мы приглашаем их, когда её проводим. Параллельно проводим работу по воспитанию у детей интереса к физкультурным занятиям. Они проводятся 2 раза в неделю по 10 минут, с музыкальным сопровождением. Родителями был приобретён магнитофон. У каждого ребёнка есть физкультурная форма, занятия проводим в физкультурном зале. Наши родители уже приучены и сами переодевают детей по вторникам и четвергам в физкультурную форму. На занятиях используем разнообразные игровые упражнения и задания, включая элементы дыхательной гимнастики.
Коррекционные технологии :
Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот будоражит). Я использую её в качестве вспомогательного средства. Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя. Когда дети уже легли спать, я включаю спокойную мелодичную музыку и тихонько её подпеваю сама.
Сказотеропию я использую для психотерапевтической и развивающей работы. Я рассказываю, а дети подговаривают. Дети очень любят олицетворять героев: мышку, собачку, кошку в сказке «Репка». В группе создан центр «театральной деятельности», в котором дети перевоплощаются в сказочных героев.
Для организации ознакомление детей младшего возраста с основами здорового образа жизни в группе создан физкультурный уголок. В нём есть оборудование для самостоятельной двигательной деятельности. Хочется отметить, что в своей работе я использую не только традиционные здоровьесберегающие технологии. Я решила попробовать применить нетрадиционную технологию : Су-Джок терапия – это «метод воздействия» на биологические активные точки, расположенные на кистях и стопах. Они являются, по мнению автора системы Су – Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека.
Приемы Су – Джок терапии:
1. Массаж специальным шариком – «ёжиком». Дети выполняют круговые действия с шариком, а педагог озвучивает текст:
«Я мячом круги катаю,
Взад – вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку
Будто я сметаю крошку.
2. Следующий приём – массаж эластичным кольцом. Дети поочерёдно надевают массажные кольца на каждый палец, приговаривая стихи пальчиковой гимнастики:
«Раз – два – три-четыре-пять,
Вышли пальца погулять.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий, имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.
Наши малыши еще совсем маленькие, но уже успели поучаствовать в конкурсе фотографий, посвященному здоровому образу жизни.
Перспективы на будущее:
1. Продолжить работу по данной теме.
2. Изучить новинки методической литературы.
3. Продолжать работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
4. Пополнить уголок по здоровьесбережению картотеками, консультациями для родителей.
5. Изготовить нестандартное оборудование.