Ирина Попова
Использование элементов игры в водное поло детьми старшей и подготовительной к школе групп на занятиях в бассейне
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач в воспитании дошкольников - сохранение и укрепление здоровья, формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Использование элементов игры «водное поло» помогают решать эту задачу.
Напряжённый ритм современной жизни требует от человека целеустремлённости, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же, здоровья. Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития. Важно,на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Использование элементов игры в водное поло детьми старшей и подготовительной к школе групп на занятиях в бассейне» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Плавание для детей
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
В детском саду совершенствуются пути этой работы, обучая детей элементам игры в водное поло.
Занятия отличаются применением игр, игровых упражнений, релаксационных упражнений на воде, способствующих приобретению навыков элементов игры в водное поло дошкольниками.
Задачи, решаемые при использовании занятий по обучению элементам игры водного поло :
1. Оздоровительные:
• повышать посредством плавания защитные силы организма ребенка;
• способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;
• совершенствовать деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной
систем.
2. Образовательные:
• формировать у детей плавательные умения и навыки;
• закреплять навык плавания при помощи движения ног кролем на
груди, удерживая мяч в руке;
• развивать физические качества (сила, гибкость, быстрота,
выносливость, ловкость);
• формировать у детей представления о водных видах спорта.
3. Воспитательные:
• формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности;
• создавать благоприятные условия для воспитания спортивной дисциплины, волевых качеств, взаимопомощи;
• достигать поставленных целей.
Элементы игры в водное поло очень популярны у детей, так как детям нравится игра с мячом. Одной из ее особенностей является выполнение игровых действий в горизонтальном и вертикальном (в отличие от плавания) положениях тела на глубокой и мелкой воде. При этом работают практически все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах.
При выполнении упражнений в воде задействовано большое количество мышц, что обеспечивает их гармоничное развитие. С помощью элементов водного пола можно укрепить даже те связки и мышцы, которые с трудом развиваются во время занятий на суше. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания, активизирует деятельность различных внутренних органов.
Особенно велико их оздоровительное и укрепляющее воздействие на интенсивно развивающийся детский организм:
• формирование «мышечного корсета»;
• предупреждение искривлений позвоночника;
• гармоничное развитие почти всех мышечных групп, особенно мышц плечевого пояса, рук, груди, живота, спины и ног;
• устранение повышенной возбудимости и раздражительности.
Дети учатся технике игры, простым элементам остановки мяча, ловле, передаче и броскам по воротам. Главное, дети учатся играть дружно, одной командой, что вырабатывает у них чувство коллективизма и взаимовыручки. Занятия не только формируют жизненно важный навык плавания, но и имеют оздоровительный эффект.
Теоретическая сторона занятий предполагает рассказать детям об истории возникновения водного поло и правилах игры, правилах игры в условиях бассейна детского сада.
История развития водного поло.
Водное поло – увлекательная командная спортивная игра, имеющая богатые исторические традиции и широкое международное признание. В настоящее время она известна в 111 странах мира.
Водное поло является олимпийским видом спорта.
Игра изобретена в XIX веке, в Великобритании. Прототипом игры послужило регби. Ранние версии игры разрешали использование силы в борьбе за мяч, удержание соперника под водой для овладения мячом. Игра впервые появилась в программе Олимпийских игр в 1900 году.
В Россию водное поло проникло из Англии в начале 20 века. Основным источником распространения этой игры стала созданная в 1908 году Шуваловская школа плавания. Правила игры были составлены по образцу международных игр.
Уже в 1912 в Москве, в бассейне Сандуновских бань проводились матчи по водному поло. Осенью 1928 состоялась первая игра среди женских команд.
В начале 1930-х годов стали регулярными встречи московской и ленинградской команд. На Олимпиадах спортсмены неоднократно занимали призовые места.
Водное поло— командный вид спорта с мячом, в котором две команды стараются забросить руками мяч в ворота соперника, помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свои ворота. Игра проходит в бассейне с водой. Другое часто используемое название «вотербол». Одновременно от каждой команды в игре принимают участие семь человек — шесть полевых игроков и голкипер.
Цвет шапочек определяет жребий. Голкиперы носят красные шапочки с номером 1 или 13, а также 15. Обе команды могут производить замены по ходу игры.
Игра состоит из четырёх периодов. Продолжительность каждого периода в олимпийском водном поло — 8 минут чистого времени. То есть, счет времени останавливают, когда остановлена игра. Каждая команда может владеть мячом не более 30 секунд. Игроки могут пасовать мяч своим партнёрам по команде или плыть, толкая мяч перед собой. Не разрешается атаковать игрока, не владеющего мячом. Также правилами запрещается держать мяч под водой в момент, когда игрок обороны атакует игрока с мячом. Запрещено топить, тащить и держать игрока, не владеющего мячом — это считается грубой ошибкой. Размеры бассейна для игры не фиксированы и могут меняться. Минимальная глубина бассейна — 1,8 метра. на своей половине поля. Водное поло требует от игроков прекрасной физической подготовки и высокой координации.
Структура занятия :
В подготовительной части занятия выполняем упражнения без предметов, а также с мячами на суше. Они позволят не просто изучать,совершенствовать и закреплять технику передачи мяча, но и расширить впоследствии диапазон двигательных возможностей в воде, способствовать раскрепощению и комфорту детей в водной среде.
Проводится разминка в воде:
• упражнение на задержку дыхания;
• игровое упражнение «Торпеда с мячом», «Передай мяч», «Никого не пропусти» и др.
Перед игрой участники команд приветствуют друг друга. Напоминается о корректному поведении во время игры.
Игры на воде являются одним из основных средств занятий с детьми водным поло.
Особенности применения игрового метода и содержание некоторых игр, игровых упражнений, которые могут использоваться инструктором при обучении детей плаванию.
В зависимости от возраста и уровня подготовленности участников, игры на воде делятся на 3 группы :
• игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета. Они простые и не требуют предварительного объяснения. Это в основном игры, направленные на ознакомление с водной средой, овладение основными движениями, владения мячом. Сюда относятся игры типа «Кто быстрее спрячется под водой?», «Удержи мяч», «У кого больше мячей?», «Кто дальше бросит мяч?» и т. д.
• игры сюжетного характера. В сюжетных играх иногда необходимо разделить участников на соревнующиеся группы. Сюда относятся игры типа «Охотники и утки», «Переправа», «Удочка» и др.
• командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды.
Такие игры воспитывают у них чувство коллективизма, развивают инициативность и быстроту ориентировки; требуют проявления самостоятельности, достаточного развития волевых усилий, умения управлять собой. Это «Пушбол», «Салки с мячом».
При проведении игр соблюдаются следующие правила:
• в игру включаются упражнения и движения уже освоенные всеми участниками;
• в игре участвуют все дети находящиеся в воде;
• в каждой игре перед ее участниками поставлена конкретная задача; сообщается содержание и правила игры, группа делится на равные по силам, команды.
Во время игры проводится контроль за дисциплиной. По окончании игры объявляется результат.
При обучении детей элементам игры в водное поло особое внимание уделяется правилам передачи мяча одной и двумя руками, правилам приема мяча, правилам ведения мяча, так как ведение – перемещение с ним является одним из важных действий с мячом в водном поло.
От точности бросков игроков зависит успех в игре, поэтому очень важно замечать и исправлять ошибки, допускаемые детьми в игре. Очень часто при бросании мяча - дети приседают в воду; при игре дети не концентрируют внимание на воротах и как результат бросок пробивается неточно. Необходимо обращать внимание ребенка на то, что вести мяч нужно вести с открытыми глазами. Вначале осваивается ведение мяча по прямой, затем с изменением направления, скорости передвижения. То есть, у ребенка вырабатывается очень важное чувство - «чувство мяча».
Разнообразие игр, включающие элементы водного поло дает возможность детям освоиться с водной средой и постепенно перейти к самой игре.
Применяются такие педагогические приемы, как:
• демонстрация движений в интересном сюжете;
• выполнение упражнений в парах, тройках, четверках;
• использование упражнений с предметами (мячами);
• присуждение победы в игре тем детям, которые не просто опередили
соперников, а смогли выполнить игровые движения с лучшей техникой;
• изобретение детьми упражнений, новых игр и эстафет
Дети быстрее учатся выполнять новые движения не только, когда эти действия им поясняет и демонстрирует инструктор, но и когда они видят, как эти движения выполняют другие дети по принципу «может мой сверстник, могу и я». В связи с этим привлекаются к показу дети.
Показал свою высокую эффективность на этапе освоения с водой педагогический прием использования командной игры, когда дети одной команды держатся друг за друга при движении вдоль бассейна. Ощущение поддержки, чаще всего за пояс, позволяет детям чувствовать себя безопасно, что особенно важно на начальном этапе освоении с водой.
Используются вспомогательные средства при обучении плаванию.
Поддерживающие средства можно использовать не только для собственно поддержки плавучести ребенка, но овладения собственными приемами передвижения в воде.
Известно, что, увлекшись игрой, дети часто не думают о выполнении задачи, которую ставит перед ними педагог, и если педагог не будет обращать внимание на их движения, ошибки в технике могут стать привычными и закрепятся Поэтому, победа в командной игре присуждается поэтапно, и только той команде или пловцу, который не только быстрее других преодолеет нужное расстояние, но и выполнит движения наиболее правильно.
Свободное плавание предлагается в заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули и раскрепостились. В это время они соревнуются за обладание предметами, и с огромным удовольствием и изобретательностью их используют. Что побуждает их к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов. Кроме того, детям часто даются задания на изобретение новых игр. Для спортивного творчества используется не только круги и доски, но и спортивные предметы: мячи, надувные игрушки.
А задача педагога – не просто научить технике плавания, а сделать так, чтобы ребенок воспринимал воду, как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, и мог свободно использовать водное пространство для эмоционального и физического развития и психической разгрузки.