Каролина Шефер
Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился с ноября 2021 г. по апрель 2022 г. Основной целью данного этапа работы являлось развитие экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством элементарных опытов.
Формирующий этап экспериментальной работы предполагал : подбор элементарных опытов с учетом темы недели, требований программы обучения и безопасности. Мы учитывали специфику детских опытов : в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Публикация «Использование элементарных опытов в развитии экспериментально-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Элементарные опыты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.
Опыты мы организовывали по следующим направлениям:
- неживая природа: воздух, вода, песок, камни.
- материалы и их свойства.
В своей работе с детьми мы использовали различные методы и приемы работы:
- вопросы, побуждающие к постановке проблемы; помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?»;
- схематическое моделирование опыта; рассматривание схем, таблиц, упрощенных рисунков;
- метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?»;
- метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности;
- наблюдение природных явлений на прогулке;
- дидактические игры.
В работе с детьми мы старались не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что опыты и эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром. Также учитывали возрастные особенности детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников мы использовали различные стимулы :
- внешние (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- познавательный мотив (почему так).
Нами были подобраны и проведены такие опыты как :
Опыты с водой.
«Вода расширяется». Цель: Продолжить знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется;
«Чем пахнет вода?» Цель: выяснить имеет ли запах вода;
«Какую форму примет вода?» Цель: закреплять у детей свойства воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета);
«Можно ли склеить бумагу водой». Цель: закреплять у детей свойства воды.
Опыты с воздухом. Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. «Воздух сжимается», «Можно ли поймать воздух».
Опыты с камнями. Цель: сформировать представление о свойствах камня. «Камень может издавать звуки», «Тонут ли камни в воде?», «Могут ли камни менять цвет?».
Опыты с песком. Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты. «Из чего состоит песок», «Песок в воде», «Песчаный конус».
Опыты с предметами.
«Чудесные спички». Цель: показать, что дерево впитывает воду; познакомить с понятием капиллярность, «Бумага, ее качества и свойства». Цель: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит). Подробное описание опытов предложено в приложение Е.
Мы проводили опыты исходя из того, что их организация точно воспроизводит все компоненты исследовательской деятельности : постановка проблемы, отбор предмета исследования, орудий действия, планомерность действий, оценка результата и соотнесение его с целью. Мы создавали условия субъектности для детей в ходе их организации: давали детям возможность самостоятельно проявлять инициативу и самостоятельность, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения.
Мы можем отметить, что дети старшего дошкольного возраста, сами старались выдвигать какие – либо гипотезы, они способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, зачастую они самостоятельно делали выводы без наводящих вопросов.
Таким образом, организованная на формирующем этапе экспериментального исследования работа способствовала повышению уровня развития экспериментально-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.