Александра Алексеевна Михайлова
Использование возможностей сервиса GOOGLE для решения педагогических задач в условиях дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕРВИСА GOOGLE ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Михайлова Александра Алексеевна
Педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 218 в г. СПб.
E-mail : alexandra_mihailova94@mail.ru
Случилось так, что большинство стран планеты, весной 2020 года, были вынуждены ввести ограничительные меры, которые ограничивают права людей и нарушают привычный образ жизни. Не исключением стало образования всех уровней от дошкольного до высшего, закрылись школы, колледжи и университеты. К рекомендациям правительства прислушалось подавляющее большинство регионов, но очевидно, что нельзя остановить всю образовательную деятельность страны. На помощь педагогам и системе образования пришли дистанционные технологии, детали эффективности и качества такого формата учебы, вопросы других статей и публикаций, в этой статье будут рассмотрены возможности и методы решения педагогических задач в сложившихся условиях.
Публикация «Использование возможностей сервиса GOOGLE для решения педагогических задач в условиях дистанционного обучения» размещена в разделах
Начнем с самого термина “педагогическая задача”, выявим, что современная педагогическая наука подразумевает под этим понятием. Какие элементы и смыслы закладываются в это словосочетание? В первую очередь необходимо определиться с тем, что предстоит решать педагогам в новых для них обстоятельствах. В ходе исследования нами был произведен контент-анализ понятия «педагогическая задача», и из различных определений были выделены основные элементы понятия.
Коджаспирова Г. М. даёт следующее определение «Педагогическая задача – осмысление сложившейся социально-педагогической ситуации и принятие на этой основе решения и плана необходимых действий». [1] В данном определении мы выделили следующие словосочетания – 1. Обдумывание ситуации; 2. Проработка решений и плана действий, основанное на сложившейся ситуации.
Селестин В. А. определяет педагогическую задачу так : это материализованная педагогическая ситуация, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. [2]. В этом определении мы выделили следующие компоненты - 1. Проявившаяся ситуация; 2. Взаимодействия учителя и ученика; 3. Наличие цели.
Сайгушев Н. Я. понимает под педагогической задачей некую знаковую модель педагогической ситуации, которая изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесс. [4] Из этого определения были выделены следующие словосочетания - 1. Изменчивость; 2. Наличие цели.
По мнению Рудневой Елены Леонидовны педагогической задача – это цель (требование, поставленную в конкретные педагогические условия, требующую применения известного или проектирование нового способа для ее достижения, направленную на формирование определенных позитивных свойств личности учащихся или группы учащихся. [5] В этом определении мы выделили следующие словосочетания - 1. Наличие цели; 2. Проявившаяся ситуация (условия); 3. Применение действий (способа); 4. Взаимодействие учителя и ученика.
В педагогическом словаре Коджаспирова А. Ю. дается следующее определение: педагогическая задача - это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. [1]. В этом определении мы выделили следующие словосочетания -1. Наличие цели; 2. Осознание ситуации; 3. Способы и условия реализации.
В формулировке Пешковой В. Е. педагогическая задача - результат осознания педагогом целей и условий практического действия. [3] В этом определении мы выделили следующие компоненты - 1. Наличие цели; 2. Понимание ситуации; 3. Действие.
Целью этого анализа было создание авторской формулировки педагогической задачи. Основываясь на выделенных основных элементах, мы предлагаем следующее определение. Педагогическая задача – это постановка цели педагогом, после анализа сложившейся ситуации, с выборов подходящих технологий и методов, направленных на достижение заявленной цели.
Как следует из данного выше определения, для решения любой задачи нужны инструменты, с помощью которых педагог сможет достигнуть поставленной цели. Процесс выбора нужных технологий и методов и без того уникален и сложен, а в условиях вынужденного дистанционного обучения многие из классических технологий вовсе неприменимы.
Тут на помощь педагогу приходят электронные сервисы. Самый популярный, используемый и заслуживающий отдельного внимания – это облачный сервис Google. Самый применяемый из инструментов доступных пользователям – Google Forms, который позволяет проводить опросы, анкетирования и даже проводить тестирование учеников. Но это не единственный сервис, который полезен для педагогов. Назовем все сервисы, и кратко представим их функционал, который пригодится в педагогической практике [6] :
Формы Google : cоздавать тесты, анкеты, опросы и викторины, которые можно публиковать на сайте. Учитель создает Форму, отправляет ссылку на неё участникам и получает доступ к статистике на основе полученных ответов. Плюс данного сервиса – возможность встраивания изображений и видеороликов. Сервис можно использовать при осуществлении дистанционного обучения.
Документы Google : загружать и создавать документы, хранить, просматривать, совместно редактировать их с любого компьютера дистанционно.
Таблицы Google : составлять отчеты, диаграммы, опросы, анкеты и т. п. Основное достоинство – возможность редактировать их совместно и публиковать на сайте.
Презентации Google : создавать презентации, редактировать их в совместном доступе. Применим для создания коллективных презентаций при осуществлении проектной и исследовательской деятельности, а также на занятиях при дистанционном обучении.
Рисуноки Google : создавать схемы к изучаемым темам, строить диаграммы или делать пометки на загруженном изображении, не покидая браузера. Основные достоинства – совместное редактирование при предоставлении доступа и возможность встраивания рисунков Google в текстовый документ, презентацию, сайт. Можно использовать в проектной деятельности, при организации групповой работы на уроке и во внеклассных мероприятиях.
Блог, сайт, группы Google : создать сайт класса или блог учителя, сформировать сайтпортфолио ученика, создать веб-страницу с учебными материалами, для размещения домашних и практических заданий и т. п. Группы – для обсуждения вопросов, связанных со школой; для рассылки учебных материалов; для организации дистанционных курсов.
Календарь Google : планировать время в школе: установка сроков сдачи заданий, организация встреч с коллегами и родителями. Создать календарь исторических дат, рождения ученых, рождения одноклассников, календаря значимых мероприятий школы и многое другое.
Диск Google : создавать резервные копии файлов в облаке и получать к ним доступ с мобильных устройств или компьютера. Хранить на диске различные учебные материалы и предоставлять учащимся доступ к файлам, чтобы они могли просматривать, редактировать или комментировать их.
Для примера использования возьмем самые типичные и повседневные задачи педагога. Например, установить контакт педагога с обучающимися и их родителями – важная часть педагогического процесса. Дистанционно педагог может создать анкету, структурировать вопросы и сделать Google форму, ссылку передаем респондентам и уже через несколько часов мы можем обработать результаты и на их основе принимать взвешенные решения. Или, например, задача – проанализировать успеваемостью учеников отдельного класса, тогда поможет общая Google таблица, в которой будут указаны показатели успеваемости каждого студента. А, например, в вопросе совместного написания научной статьи между студентом и преподавателем на помощь придет Google документ возможностью совместного редактирования.
Таким образов сервисы Google могут значительно упростить и сделать эффективнее работу сотрудников между собой, а также с учениками и их родителями, даже при дистанционном формате обучения. Но также они прекрасно применяются и в классической работе образовательного учреждения.
В условиях самоизоляции, карантина, всемирного локдауна, название не имеет значения, задача имеет довольно тривиальную формулировку - “обеспечить право людей на образование”, но усложняется эта задача совершенно нетривиальными условиями, когда традиционные, привычные методы уже не могут быть применимы. В этих условиях дистанционные сервисы Google станут незаменимым помощников педагогов при решении педагогических задач.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М. : И; М. : Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
2. Сластенин В. А. и др. Педагогика : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -М. : Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
3. В. Е. Пешкова Педагогические технологии начального образования : курс лекций (учебное пособие) / В. Е. Пешкова. – М. Берлин : Директ Медиа, 2015. – 161 с.
4. Сайгушев Николай Яковлевич, Сайгушева Людмила Ивановна Задачные технологии процесса професионально-педагогической подготовки студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. №6 (59).
5. Руднева Елена Леонидовна, Ткачева Ольга Николаевна, Шмырева Наталья Александровна Педагогические задачи и ситуации как средство профессиональной подготовки будущих педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2010. №2. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-zadachi-i-situatsii-kak-sredstvo-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov ( дата обращения: 10.05.2020).
6. Тумасян А. Ю. Применение сервисов Google в педагогической практике // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №3. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-servisov-google-v-pedagogicheskoy-praktike ( дата обращения: 07.01.2021).