Папки-передвижки

Использование вертикализатора в педагогической работе с детьми с тяжелыми формами ДЦП

Светлана Николаевна Майраслова
Использование вертикализатора в педагогической работе с детьми с тяжелыми формами ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание, при котором движения у ребёнка ограничены или практически отсутствуют, а поддержание вертикальной позы и ходьбы сильно затруднено. Поэтому специальные приспособления требуются ребёнку с тяжелыми формами детского церебрального паралича во всех сферах его жизни. Даже для того, чтобы ребенок мог просто сидеть и стоять, ему необходима адаптированная мебель среди нее особое значение имеют вертикализаторы. Вертикализаторы для детей с ДЦП представляют собой специальные устройства, позволяющие ребенку с нарушениями опорно-двигательной функции принимать положение стоя. Вертикализаторы бывают разные по назначению: передние, переднезадние, ортопедические. Главное при использовании всех вертикализаторов это, что ребенок мог ставить ногу на стопы и был в обуви.

Публикация «Использование вертикализатора в педагогической работе с детьми с тяжелыми формами ДЦП» размещена в разделах

Все специалисты, работающие с данной категорией детей, сходятся во мнении, что использование вертикализатора как опоры, является необходимым и обязательным, так как ребенок не в состоянии самостоятельно стоять, отчего проводит все время сидя или лежа. Вертикализатор позволяет ребенку удерживать вертикальное положение без посторонней помощи. При использовании вертикализатора так же снижается риск деформации суставов и появления контрактур, лучше развиваются мышцы. Когда нет вертикализации, то нет и напряжения мышц, стимуляции хорошего венозного притока крови.

Своевременное начало использования вертикализатора для детей с ДЦП является профилактикой остеопороза, нарушения работы внутренних органов и систем. Если ребенок с нарушением опорно- двигательного аппарата не использует вертикальное положение тела, у него будет затруднено и правильное формирование грудной клетки. Она не сможет, как ей положено, расширяться в трех измерениях – вертикальном, горизонтальном и сагиттальном, и не примет конусовидную форму. А неправильно сформированная грудная клетка — это неправильно сформированный дыхательный объём. При приеме твердой пищи в вертикальном положении формируется (растягивается) дно желудка. При отсутствии вертикализации выпуклость дна желудка у ребенка не развивается, пище негде задерживаться. Усложняются и процессы выведения. Человеческие органы так расположены, что выходит и вытекает из них лучше всего именно в вертикальном положении.

Не менее важна вертикальная поза для психологического комфорта ребенка. Ведь это возможность общаться с окружающими «на одном уровне». Стоя легче устанавливать зрительный контакт с окружающими, а значит активно и разнообразно играть не только одному, но и со сверстниками, взрослыми. Вертикальное положение стимулирует активность и социальное взаимодействие, а значит повышает у ребенка уверенность в себе. Лежа на полу ребенку приходится постоянно смотреть снизу вверх. А поза стоя позволяет ребенку с двигательными нарушениями смотреть не только в потолок или на стену, а расширить зону видимости и, вообще, исследовать мир под новым углом зрения.

Поскольку у ребенка с нарушениями есть очевидный дефицит активности, хорошо использовать время, проведенное в вертикализаторе, именно как момент активности. Вертикальное положение помогает освободить руки, перемещать руки в любом направлении, сделать их более подвижными, важно этим воспользоваться, инициировать активную игру. Можно дать ребенку возможность максимально двигаться — поднимать руки, тянуться, смотреть в разные стороны, поворачивая голову, так он будет слегка переносить весс ноги на ногу, у него не будет возникать переутомление от неподвижности.

Нашу группу посещают дети с ДЦП, среди них есть дети и с тяжелыми формами, которые не могут самостоятельно сидеть, стоять, полностью зависят от окружающих. Для коррекции двигательных нарушений и всестороннего развития этих детей в педагогическом процессе мы, воспитатели, используем следующие вертикализаторы : Опора—вертикализатор для детей с ДЦП Titan HMP–WP005 Aquarius /Водолей», Опора для стояния «Берёзка». Вертикализатор стойка производства ЮНМЕТ ХОЛДИНГ.

Опора—вертикализатор для детей с ДЦП Titan HMP–WP005 Aquarius /Водолей» Предназначен для детей с ДЦП, которые уже принимали вертикальное положение ранее. Стоя перед столиком, ребенок может играть и заниматься со взрослыми. При этом его кровеносная система и внутренние органы привыкают к воздействию гравитации, адаптируются к новому положению в пространстве, а нижние конечности испытывают нагрузку, которая обеспечивает их правильное развитие. Стол, подобно конструктору, настраивается под особенности анатомии ребенка. Для фиксации малыша предусмотрены коленоупоры, грудная и тазовая опоры и подножка с сандалиями.

Опора для стояния «Берёзка» служит средством обучения навыкам вертикального положения ребенка. Изделие подходит для детей, которые не в состоянии самостоятельно стоять, но держат голову. Опора Березка относится к средствам для поддерживания нужного правильного вертикального положения ребенка со слабым тонусом мышц, для развития у него навыков контроля положения тела, для проведения с ним занятий по интеллектуальному развитию.

Вертикализатор стойка производства ЮНМЕТ ХОЛДИНГ предназначен для детей с такими клиническими формами ДЦП, как спастическая диплегия, нижний спастический парапарез, используется для проведения зарядки, комплекса упражнений лечебной физкультуры.

Все данные специальные устройства обязательно подстраиваются под каждого ребенка, согласно его антропометрическим данным, чтобы ему было в вертикализаторе комфортно стоять, он чувствовал бы опору, и безопасность, что элементы фиксации его держат. Все это дает большую уверенность ребенку, большее желание пребывать в данном техническом средстве.

Процесс использования вертикализатора начинается с адаптационного периода, за время которого ребенок привыкает к данному устройству. Чтобы адаптация прошла быстрее и ребенок не проявлял негативное отношение, мы обыгрываем данное оборудование, используя разнообразные игрушки, привлекая к нему внимание ребенка, вызывая у него желание приблизится к вертикализатору с помощью взрослого или подползать самостоятельно. В дальнейшем, если ребенок положительно реагирует, устанавливаем его на вертикализатор, на то время, пока он спокойно может выстоять. Обычно это 3-5 минут. Во время стояния на вертикализаторе, дети могут испытывать болезненные ощущения. Поэтому мы стараемся для постепенного увеличения времени пребывания ребенка в позе стоя, разнообразить его интересными видами деятельности. Длительность пребывания на вертикализаторе зависит от состояния ребенка и может увеличиваться до 20-30 мин.

Когда ребенок стоит на вертикализаторе воспитатели имеют возможность обучать его гигиеническим процедурам. Мобильность вертикализаторов позволяет подвезти его к умывальнику, где он может вытянуть руки вперед, затем к полотенечному шкафу, где он может сам достать полотенце. Мы обучаем самостоятельному приему пищи во время второго завтрака, если ребенок неустойчиво сидит на стуле и вертикальный прием пищи для него тоже становится отработкой навыков самообслуживания.

После установк ребенка на вертиклизатор мы выполняем с ним упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса (рук, ног, артикуляционного аппарата и т. п.)

Развиваем спектр познавательных, или когнитивных способностей ребенка, проводим дидактические игры, рекомендованные индивидуальной программой развития на столике с бортиками, с липучками прикрепленными на стене, на бизиборде.

Так как у детей с ДЦП неправильно сформированный дыхательный объём. Стоя на вертикализаторе проводим с ребенком пассивно-активные дыхательные упражнения, напевая тихую плавную мелодию, ласково рассказывая что-либо.

Мы проводим цикл игр на потягивание рук к висящим перед ним игрушкам. Для этого используем различные подвесы с игрушками, которые располагаются в поле зрения чуть выше головы ребенка. Проводим игры, которые заставляют двигать руками вперед-назад, вверх -вниз, влево-вправо, при этом развиваем координацию движений и ориентировку на собственном теле и в пространстве.

Дети любят играть с мячами. Стоящих на вертикализаторе детей обучаем удерживать маленькие мячи в одной руке, перекладывать из руки в руку, одговременно держать в обеих руках маленькие тениссные мячи. Обучаем удерживанию среднего или большого мяча двумя руками, бросанию в вертикальную цель разных мячей. Также стоя на вертикализаторе дети учатся наклонам за мячом, находящимся у ног.

Формируем прослеживающий взгляд и глазодвигательные упражнения. Ребенку бывает трудно на занятиях по изодеятельности рассматривать картину, лежащую на плоскости, а затем рисовать. Мы проводим эту деятельность стоя на вертикализаторе у доски. Рисуем на стене одной рукой, обеими руками. Даем игры и игрушки для развития мелкой моторики рук. Для воспитателя группы важна и организация в свободной деятельности совместных игр всех детей группы. Обьединяясь в общую игру, дети стоя на вертикализарах, могут видеть других в полный рост, взяться за руки, выполнять совместные движения. Вертикализаторы используем и при перемещении ребенка по учреждению, для привлечения ребенка к различным наблюдениям в группе, в живом уголке в учреждения, при обучении элементарным трудовым действиям.

Таким образом, мы считаем необходимым использование вертикализаторов в педагогической деятельности воспитателя с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата. И отмечаем при этом положительную динамику во всестороннем развитии данной категории детей.

Литература

Детский церебральный паралич. Хрестоматия / Составители Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. - СПб., Дидактика-Плюс, 2003.

Акош К. Помощь детям с церебральным параличом - кондуктивная педагогика. - М., 1994.

Ипполитова М. В. и др. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. - М., 1980.

Мастюкова Е. М. Развитие начальных навыков самообслуживания у детей с ДЦП в семье // Дефектология. - 1985. - № 2.

Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М., 2004.

Левченко, И. Ю. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько, А. А. Гусейнова. - М. : Книголюб, 2008. - 176 c.

Казакова Л. Ю. Развитие сенсомоторных навыков и мелкой моторики у детей страдающих ДЦП

Материалы книги «Реабилитация детей с ДЦП: обзор современных подходов в помощь реабилитационным центрам» – М. : Лепта Книга, 2018 (Серия «Азбука милосердия»

Публикации по теме:

Использование мини-песочниц в работе с детьмиИспользование мини-песочниц в работе с детьми Сегодня я хотела бы рассказать и показать, как можно интересно, познавательно и с пользой для развития детей использовать в групповой.

Использование игровых приёмов в логопедической работе с детьми с ОНР (Из опыта работы учителя – логопеда МБДОУ детский сад № 3 г. Славянска-на-Кубани М. В. Феняк) С каждым годом в процессе работы приходится.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Использование пальчиковых игр в моей работе с детьми Что же такое пальчиковые игры? Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев".

Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет)Использование пазлов в работе с детьми (фотоотчет) Помню, как в детстве любила играть в кубики с картинками! Наверное, и вы любили. И все дети любят подобные игры - головоломки! Я обязательно.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Использование мини-ковролинографов в работе с детьмиИспользование мини-ковролинографов в работе с детьми Одним способом совершенствования пальчиковой моторики, зрительного восприятия дошкольников является метод ковролинографии. Ковролинограф.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование вертикализатора в педагогической работе с детьми с тяжелыми формами ДЦП
Опубликовано: 23 декабря 2022 в 07:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование вертикализатора в педагогической работе с детьми с тяжелыми формами ДЦП» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Майраслова (УИ 1104871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД