Елена
Использование в работе дидактических и наглядных материалов для создания насыщенной образовательной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Использование в работе дидактических и наглядных материалов для создания насыщенной образовательной среды
Игра – один из важнейших видов деятельности ребёнка, его самовыражения, способ его совершенствования.
В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.
Публикация «Использование в работе дидактических и наглядных материалов для создания насыщенной образовательной среды» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Поэтому, важнейшей задачей является: создание единых подходов к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста, создание условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс детей в дошкольных учреждениях.
Дидактическая игра – это средство всестороннего воспитания личности:
- Физическое воспитание;
- Умственное воспитание;
- Нравственное воспитание;
- Трудовое воспитание;
- Развитие коммуникативности;
- Эстетическое воспитание.
В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактического материала, хотелось бы выделить следующие:
1. Принцип доступности;
2. Принцип самостоятельной деятельности;
3. Принцип индивидуальной направленности;
4. Принцип наглядности и моделирования;
5. Принцип прочности;
6. Принцип познавательной мотивации;
7. Принцип проблемности.
Принципы помогают реализовать основные требования к развивающей предметно-пространственной среде :
- насыщенность;
- вариативность;
- трансформируемость;
- доступность.
Дидактические материалы - это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения. Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Дети развиваются быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями.
Цели применения дидактических материалов могут быть следующими:
- Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики;
- Формирование представлений о внешних свойствах предметов;
- Создание положительного эмоционального настроя;
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие речевых навыков;
- Обучение счёту, грамоте.
Использование разнообразных дидактических и наглядных материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.
Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов:
1. Предметно-образные пособия.
2. Объёмно-образные пособия.
3. Знаковые дидактические пособия :
а) образно-знаковые наглядные пособия – материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагированным от частностей;
б) условно-знаковый дидактический материал – это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.
Дидактический материал для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания включает в себя ряд этапов:
1. Цель.
2. Тема.
3. Концепция.
4. Подбор материалов.
К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований:
- материал должен быть ярким (чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено);
- использованные материалы должны быть хрупким или легко ломающимся (маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновение они познают мир);
- материал должен быть максимально безопасен для дошкольников;
- используемые материалы должны быть гипоаллергенными (т. к. в детский сад приходят дети с разными показателями здоровья);
- материал должен выдерживать санитарную обработку.
5. Создание пособия.
6. Использование дидактического пособия.
При помощи сделанных дидактических игр и пособий можно оформлять в группе различные уголки для детей. Например, в нашей группе это «Уголок настроения», где, при помощи, дидактических игр и пособий создаётся лёгкое и хорошее настроение, где ребёнок может оставить негативные эмоции, побыть наедине с самим собой и успокоиться. Я обстоятельно знакомлю детей с играми и пособиями в уголке, демонстрирую способы взаимодействия с ними. Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности ребёнка.
Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях: ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.
Дети с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретённые игры в магазине, так и сделанные своими руками.
Я пришла к выводу, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребёнка.