Юлия Костина
Использование в практической деятельности упражнений для восприятия структурной соотнесенности видов искусств
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогической деятельности, направленной на развитие творческого потенциала ребенка, мы берем за основу и опираемся на синтез искусств. Целью статьи является - показать взаимосвязь различных видов искусств, функционирование их в деятельности педагога, направленную на пробуждение творческой активности и художественного мышления ребенка. Разминки, упражнения и задания, описанные ниже, позволяют наполнить занятия деятельностными активными формами, положительно влияющими на развитие интегративного мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Особое внимание стоит уделить творческому настрою детей, давая возможность ребенку перевоплощаться из одного образа в другой и для поиска вариантов ответов. Формой поощрения может быть одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. В решении какой-либо проблемы, педагог не должен навязывать своего мнения детям, а помогать и участвовать в совместном поиске истины, учить выстраивать диалог и подводить каждого участника к самостоятельным действиям. Ребенок учится самостоятельно принимать решения, эмоционально проживать информацию, высказывать свои мысли.
Публикация «Использование в практической деятельности упражнений для восприятия структурной соотнесенности видов искусств» размещена в разделах
Помогают нам в этом такие игры, как : “Ходим по фразам”, “Передай по цепочке”, “Составляем орнаменты”, “Подвижные орнаменты”, “Поем по фразам”.
В игре “Ходим по фразам” важно то, чтобы дети через движение передавали смену одной фразы другой. При исполнении выученной песни, они двигаются на первую фразу в одном направлении, на вторую - в другом. При выполнении упражнения вырабатывается командный дух, формируется сплоченность коллектива.
В игре “Передай по цепочке дети выученное стихотворение передают по поэтическим фразам от одного к другому, сохраняя непрерывность и мелодичность исполнения, тем самым тренируя память и манеру исполнения произведения.
Для формирования представления о композиционной четкости предлагаются игры на усвоение различных видов и типов орнаментов : геометрического и природного (растительного и анималистического). Особое внимание детей стоит обратить на национальный орнамент. Ребенок должен знать и различать орнаменты своей культуры, их структурную и сюжетную основу.
В основные принципы построения орнамента включаются: чередование (детали орнамента в строгой очередности чередуются друг с другом, повторение (орнаментальные детали повторяются через определенный интервал, инверсия (одни и те же детали повторяются как бы в отраженном виде).
В игре “Составляем орнаменты” дети встают в шеренгу, чередуясь: мальчик-девочка-мальчик; мальчик-мальчик-мальчик; девочка-девочка-девочка или девочка напротив мальчика. У детей развивается наблюдательность, логика и качества “коллективной сплоченности”.
В игре “Подвижные орнаменты” дети работая под музыку, формируют различные композиции при перестроении: круги, змейка, квадрат, линии и другие. Важным критерием в упражнении являются четкость и соизмеримость, то есть фигуры должны быть одной величины, линии ровными. При выполнении задания формируется музыкальный слух, глазомер, “ритмическая четкость”, пластика.
В игре “Поем по фразам” выученную песню дети разделяют на фразы и исполняют ее чередуясь : группа-группа, педагог-группа, ребенок-ребенок. При использовании этого упражнения у ребенка развивается мелодический слух, чувство ритма, память и др.
Если в музыкальном и поэтическом произведениях фразы строго соизмеримы, то в изобразительном искусстве соотношение планов более произвольно. Планы называются от переднего к последующим.
В разминке “Сколько изобразительных планов?” педагогом предлагается репродукция картины, где дети должны определить количество изобразительных планов и их соотношение.
В процессе такой работы желательно проявлять собственную инициативу не только детям, но и педагогу для создания поисковой и творческой атмосферы.
Таким образом, использование в практической деятельности упражнений, направленных на восприятие структурной соотнесенности произведений живописи, музыки, литературы и пластики помогает выявлять у детей способности самовыражения через различные формы творчества детей, начиная с раннего возраста, и формировать эстетически развитую, гармоничную, самобытную личность.