Светлана Воробьева
Использование в образовательно-воспитательном процессе проектного метода «Паутинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование в образовательно-воспитательном процессе проектного метода «Паутинка»
Воспитатель высшей категории
Воробьева Светлана Ивановна
Начиная со второй младшей группы дошкольного возраста, структура планирования воспитательно-образовательной деятельности – план паутинка.
Темочки:
Педагоги – практики привыкли к жесткому планированию работы с детьми. Однако, ФГОС ДО и личностно-ориентированный подход, требуют нового формата планирования с учетом личного опыта ребенка и интересов всей группы. Планирование образовательной деятельности на основе плана-паутинки обеспечивает больше возможностей для творчества, определенную свободу в выборе содержания.
Проектную деятельность мы изучили и активно применяем такую форму работы в своей практической деятельности. План-паутинка это совместное планирование проектной деятельности, которое идет от детей.
Каждый ребенок в группе чувствует себя комфортно и уверенно, проявляет инициативу, самостоятельность и развивает творческие способности. Учитываются не только возрастные, но и индивидуальные интересы и возможности воспитанников.
При планировании опираемся на события, которые являются опорными при планировании образовательных действий на весь год, - это общепризнанные праздники (Новый год, праздник пап, 8 марта, День победы, к этим событиям добавляем темы, которые отражают региональную культуру (праздники народного календаря, Н-р Масленица, День города и др), а так же это традиции принадлежащие к субкультуре детского сада (каникулярные, игровые, спортивные мероприятия). Вместе эти события составляют реперную (точечную) структуру учебного плана на год.
К планированию и обсуждению плана привлекаются дети и родители, таким образом, планирование становится гибким. Форма календарного плана свободна по структуре и отражает инициативы детей и взрослых. В ходе планирования вместе с детьми выбираем на утреннем круге тему проекта, образовательного события, праздника, акции и коллективно формируем ее примерное содержание и формы работы. План открыт для спонтанных детских идей и новых мыслей. Наш план образовательной деятельности обеспечивает баланс социализации (предложения взрослых) и индивидуализации (идеи, выбор детей). Дети проявляют интерес к работе по плану, так как у них есть возможность активно участвовать в его создании и изменении. Таким образом, планы создаются не для детей, а вместе с детьми.
Итак, алгоритм деятельности воспитателя
ШАГ 1 УТРЕННИЙ КРУГ (групповой сбор) - Дети выбирают тему проекта
ШАГ 2 ПЕДАГОГ ИЗУЧАЕТ ИНТЕРЕСЫ ДЕТЕЙ, ИХ ЗАПРОСЫ, ВОВЛЕКАЕТ В ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
(Таблица «Технология трех вопросов» вывешивается педагогом на обозрение родителей в приемной для дополнения).
ШАГ 3 Педагог оформляет свой план на «чистовик».
План-паутинка - план образовательной деятельности, который составляет воспитатель, чтобы спланировать работу детей в центрах активности на предстоящую неделю. Всего выделяют 12 центров активности. Вот некоторые, наиболее распространенные.
В сетку плана педагог вносит идеи детей, свои идеи, предложения родителей, которые тоже участвуют в планировании.
Важно, что педагог заполняет план от руки (в старшей и подготовительной группах печатными буквами, применяет ручку 3-х цветов, отражая тем самым в планировании самостоятельную деятельность детей, деятельность детей с родителями, работу воспитателя, логопеда, педагога-психолога, других специалистов ДОУ. Также педагог отражает содержание РППС (развивающей предметно-пространственной среды) – какие материалы понадобятся детям в каждом из центров. Важно: содержание работы с воспитанниками педагог выбирает с учетом всех образовательных областей. В течение недели воспитатель может изменить план: увеличить или уменьшить количество образовательных ситуаций. Расписание НОД при таком формате планирования служит лишь ориентиром для педагога за исключением музыкальных и физкультурных занятий (они проводятся по расписанию). Педагог оставляет за собой право на проведение фронтальных занятий, если заметил, что какой-то материал не усвоен детьми.
Преимущества формата планирования.
- Воспитатель имеет свободу для творчества, не привязан жестко к программным задачам.
- Воспитатель имеет арсенал техник технологий и приемов, которые выбирает и использует по ситуации.
- Воспитатель выявляет в результате совместного плана интересы детей, их знания в разных областях, оценивает сформированность коммуникативных умений, самостоятельность, инициативность.
- Дети активно участвуют в планировании образовательной деятельности, реализует свои интересы и право выбирать.
- Дети проявляют инициативу, самостоятельность.
- Дети приобретают опыт работы в команде, учатся регулировать свое поведение.
- Дети учатся анализировать собственный опыт и актуализируют знания.
- Планирование реперное, имеет гибкую систему