Людмила Абрамова
Использование в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми разнообразных методов и приемов с целью запуска речи
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка», г. Жиздра
Мастер-класс
для педагогов ДОО
на тему:
«Использование в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми разнообразных методов и приемов с целью запуска речи».
Подготовила:
учитель-логопед
МКДОУ «Детский сад
«Улыбка», г. Жиздра
Л. В. Абрамова
Жиздра - 2024
Публикация «Использование в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми разнообразных методов и приемов с целью запуска речи» размещена в разделах
Цель : формирование у педагогов ДОО педагогических компетенций в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми;
ознакомление педагогов с имеющимся опытом работы по запуску речи у неговорящих детей.
Задачи:
1. Конкретизировать представления педагогов о причинах задержки развития речи у детей.
2. Предложить практические рекомендации, направленные на запуск речи у детей посредством игр и игрушек.
3. Создать условия для профессионального общения.
С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи.
Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту.
Ученые выделяют основные причины:
• Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
• Родовые травмы.
• Травмы головы в раннем возрасте.
• Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
• Проблемы со слухом.
• Ограниченное общение взрослого с ребенком.
Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития. Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на
речь в частности. Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом. Известно, что задержка речевого развития у детей устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им. Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь. Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.
На начальных этапах работы с неговорящими детьми используются игры и игровые упражнения, позволяющие через игровую, конструктивную, предметно-практическую виды деятельности, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности.
Предложенные игры и упражнения можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.
1. Упражнения по формированию речевого дыхания
• Упражнение «Полевые цветочки».
Дети идут по тропинке (веревочке) и собирают цветы, затем останавливаются на «полянке». Педагог предлагает понюхать цветочки, при этом следит, чтобы дети набрали воздух через нос и выдох через рот. Повторить 3-5 раз.
• Упражнение «Узнай по запаху овощ».
Педагог предлагает детям рассмотреть овощи и называет их: лук, чеснок, укроп. Затем делает на овощах надрезы, укроп растирает в руках. Дети нюхают овощи, запоминают запахи. Затем педагог предлагает каждому ребенку узнать по запаху предложенный овощ. Предварительно педагог напоминает, как правильно делается длинный, глубокий вдох: плавно, медленно.
• Упражнение «Ароматный фрукт».
Педагог приносит фрукты: апельсин, лимон, яблоко. Ребёнок рассматривает фрукты, нюхает, запоминает ароматы. Затем с закрытыми глазами узнает фрукт по запаху, определяет фрукты на вкус.
• Упражнение «Листочки».
Дети сдувают с ладошек разноцветные листочки.
Дунь-подунь, мой ветерок.
Очень жаркий день-денек.
Развитие плавного, длительного выдоха: подуть на теннисный шарик в тазике с водой; сдувать с ладони перышки, снежинки и т. д.
• Упражнение «Забей гол» ( как вариант - игры: «Аэробол», «Аэрофутбол»).
Из кубиков на столе построить ворота, стараться закатить в него ватный шарик. При этом вдох глубокий, длительный.
2. Упражнения по формированию понимания речи
• Назвать (показать) предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей: сухие, мокрые, гладкие, шершавые, мягкие и т. д.
• Показать (назвать) предметы одежды для зимы (осени, лета) по картинкам.
• Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий (спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает). Дети показывают эти действия на картинках, выполняют их по просьбе педагога.
• Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки (матрешку, сказку «Репка», пирамидку).
• Учить узнавать игрушки по их описанию (у него есть хвост, мягкая шерсть, маленькие ушки; у него есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он красный, пластмассовый, у него есть колеса).
• Учить понимать простые предлоги, помогающие определить местонахождение предметов. (Поставь кружку на стол. Убери кубики в коробку. И т. д.)
• Учить различать единственное и множественное число существительных. (Покажи, где кубик, а где кубики, собака – собаки, машина - машины и т. д.)
• Упражнение «Чем?».
Педагог задает вопрос, ребенок находит подходящую картинку или называет.
Чем мама режет хлеб?
Чем мальчик вытер лицо?
Чем ты ешь суп?
Чем девочка расчесывает волосы? И т. д.
3. Упражнения по формированию слухового восприятия и фонематических процессов.
• Звучащие игрушки: барабан, бубен, дудочка.
Узнать звучание барабана (бубна, дудочки) среди других инструментов.
• В трех одинаковых коробочках – горох, пуговицы, деревянные палочки. Определить на слух, что в каждой коробочке.
• Используя звукоподражания, узнать собаку (гав – гав, кота (мяу, курочку (ко – ко - ко, мышку (пи-пи-пи) и т. д.
• Лови звук:
Педагог демонстрирует несколько звучащих игрушек: бубен, колокольчик, барабан. Предлагает детям «поймать» звук колокольчика, хлопнув в ладоши.
• Ребенок стоит спиной к педагогу, который просит рассказывать (показать, что он делает: стучит ложкой по чашке, щелкает ножницами).
• Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение - дети машут руками, летают; тихое – приседают.
• Игра «Подскажи словечко»
Чтение стихотворения (ребенок подсказывает последнее слово).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку (мячик). И т. д.
4. Игры и упражнения по формированию пространственного восприятия.
Игра проводится после чтения сказки «Репка». Вопросы: Кто тянул репку, назови, покажи. Какого цвета репка? После проведенной предварительной работы дети складывают части, чтобы получилась репка. Используется разрезная картинка репки из двух частей.
Разрезные картинки из трех частей (например, образ домашнегоживотного – кошки, собаки, коровы, лошади). И т. д.
Выложить елку из зеленых треугольников, ориентируясь на их величину, сначала по образцу педагога, затем самостоятельно (помощь взрослого в случае затруднения).
Из трех белых кружочков выложить снеговика сначала по образцу педагога, затем самостоятельно.
Дети разбирают и собирают матрешку (пирамидку) из 3-5 предметов. Расставляют матрешек по величине, начиная с самой большой матрешки, а затем с самой маленькой. Где прячутся матрешки?
5. Приемы стимуляции появления первых слов
• Игра «Насекомые»
По сигналу взрослого «Муха полетела» ребенок, имитируя полет мухи, одновременно произносит звук «З». По сигналу взрослого «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук «Ж». По сигналу взрослого «Прилетели» ребенок останавливается.
• Игра «Паровозик».
По сигналу взрослого «Поехали» ребенок, изображая движение поезда, произносит звук «У» или «Ту - ту».
• Игра «Кораблик».
Взрослый предлагает ребенку наперегонки погонять «кораблики», изготовленные из разноцветной бумаги. Дуть на кораблики нужно произнося длительно звук «Ф».
• Игра «Разверни».
Ребенок разворачивает различные мелкие предметы, завернутые в ткани (бумагу) разной фактуры, увидев, что в обертке, взрослый стимулирует ребенка к произнесению: «Опа!», «Вот!», «Вот так!» или названий предметов.
• Игра «Птички».
Педагог: прилетели птички и зачирикали (пальчики складываются в одну точку, создавая клюв птички). Покормим птичек: голубей (гули-гули, уток (ути - ути, цыплят (цып – цып). Прилетели птички, клюют зернышки. Все склевали? И полетели. Полетели, полетели, на головку сели, на щечки сели, на лобик, на бровки, на подбородок, на коленочки, на поясочек, на спинку, на животик, на ладошку. Покормим птичек: голубей (гули-гули, уток (ути - ути, цыплят (цып – цып).
• Игра «Сделаем бусы для мамы и бабушки».
Взрослый предлагает ребенку изготовить крупные бусы для бабы, а мелкие для мамы; помогает нанизывать крупные бусинки на шнурок, а мелкие – на нитку. Ребенку задаются вопросы, стимулируя его к сопряженному или самостоятельному ответу: «Что мы делаем?» - «Бусы». «Кто наденет крупные бусы?» - «Баба». «Кто наденет мелкие бусы?» - «Мама». «Кто подарит бусы?» - «Я».
• Игра «Цветные стаканчики».
• Игра «Цветные бомбошки».
• Игры с использованием обучающихся карточек по методике Г. Домана «Расширяем кругозор».
• Игры с использованием обучающихся карточек по методике Монтессори.
Спасибо за внимание!
Литература.
1. Дробинская А. О. Диагностика нарушений развития у детей: клинические
аспекты. – М. : «Школьная пресса», 2021
2. Жу кова М. С., Мастюкова Е. М., Филичесва Т. Б. Преодоление общего
недоразвития речи у дошкольников. – М. «Просвещение», 2023
3. Ко синова Е. М. Уроки логопеда. Те сты на развитие речи для детей от 2 до 7
лет. – М. : Эскимо, 2024
4. Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностическая карта. Исследование
ребенка первых лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма.
– М. : Просвещение, 2019
5. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). –
М. :Владос, 2022
6. Новикова – Иванцова Т. Н. От слова к фразе (Методическое пособие для
работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой
патологией, альбомы 1, 2, 3. – М. : ГОУ, 2021