Евгения Самосадова
Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса
– продемонстрировать использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша
Задачи:
1. Донести до осознания педагогов необходимость работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.
слайд
Создатель логических блоков
Публикация «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» октябрь 2020
Венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики «Новая математика» - Золтан Пал Дьенеш.
С логическими блоками ребенок выполняет много действий: меняет местами, убирает, выкладывает, ищет, делит, сравнивает.
Пособие впервые познакомит ребенка с понятием логическая операция.
Игры разовьют комбинаторику, аналитические способности, умение выделять различные свойства, называть их, обозначать словом их отсутствие.
Обобщать по нескольким свойствам, разовьют память, воображение, творческие способности, научат сравнивать, анализировать, классифицировать.
Откройте коробки и рассмотрите блоки. Убедитесь, что каждая фигура обладает набором определённых признаков. Предлагаю сразу включиться в игру. Дошкольники очень любят выкладывать из фигур разные постройки, рисунки как по заданию, так и по замыслу. Поэтому вам предлагаю построить из фигур данного набора машину, но с соблюдением одного условия: все колёса машины должны быть абсолютно одинаковыми.
Да, совершенно верно. В наборе нет двух абсолютно одинаковых фигур. Они всегда будут отличаться друг от друга хотя бы одним признаком (или формой, или размером, или цветом, или толщиной). Казалось бы, невозможно выполнить задание. Но всё-таки некоторые из вас, кто работал с полным набором, догадались, что из двух тонких блоков можно сделать один толстый блок, сверху положив блок такого же цвета, что и толстый блок – другое колесо машины. Автором специально задумано так, что толстый блок равен по толщине двум тонким блокам.
Вывод: в наборе нет двух одинаковых по всем признакам фигур. Только сообразительность, умение анализировать фигуры по всем признакам позволяет добиться положительного результата.
слайд
Посмотрите на слайд. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Есть промежуточный вариант – плоскостной набор, состоящий из 24 блоков (отсутствует признак толщины). У вас на столах есть оба набора.
Убедитесь, что каждая фигура обладает набором определённых признаков.
Слайд
У вас на столах лежат подсказки: знаки-символы, обозначающие свойства блоков.
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать (перевести, преобразовать из знаковой системы) информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Я предлагаю вам выбрать понравившийся блок и выйти ко мне. Мы поиграем с вами в игру «Кто ты»
Для этого каждый из вас должен взять из набора по одному блоку и встать в круг. Блоки вы держите перед собой. Нам нужен будет водящий. У него нет в руках блока. Он должен пробежать за кругом, остановиться, постучать о спинку того, около кого остановился, и спросить: «Тук-тук, ты кто?» А тот, к кому постучались, должен назвать все признаки своей фигуры: форму, цвет, размер и толщину. Если признаки фигуры названы правильно, они меняются местами. Водящим становится тот, кто правильно назвал все признаки фигуры. Игра продолжается. Всем понятны правила игры? Тогда выберем водящего по считалке.
Например. У меня круглый, желтый, толстый, большой блок. Спасибо. Садитесь на места.
Слайд
Итак, я предлагаю вам познакомиться с рядом игр, которые вы можете использовать в своей работе.
Младший дошкольный возраст
Использовать в работе набор только толстых или только тонких блоков (24 шт). Блоки могут играть роль частей предметов (сыр, печенье, конфета)
1. Покажи блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету.
5. Найди такой же блок как этот по цвету и форме, но другого размера.
6. Помоги животным разделить блоки.
7. Работа по схемам.
Для данного возраста разработаны альбомы: «Маленькие логики», «Блоки Дьенеша для самых маленьких».
Слайд
Средний дошкольный возраст
Знакомятся с символами свойств. С понятием «не» : не квадрат, не круг, не желтый, не тонкий, не большой. Строят цепочку по схемам.
Слайд
Игра «Вырастите дерево». Я предлагаю вам попробовать поработать по схеме и самостоятельно вырастить дерево. Постройку начинать со знака от которого идут более одной стрелки. Например, Круглый синий блок. На нем любого цвета прямоугольный и красный квадратный. Вверху этих блоков желтый треугольный
Слайд
Выкладывание дорожек (Например, выстроить дорожку из толстых блоков, из квадратных блоков, из круглых блоков, выстроить синюю дорожку, а сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого цвета),
Мы с вами построим дорожку так, чтобы рядом не было двух одинаковых по форме фигур, по цвету фигур. Можно играть в парах. Чтобы усилить мотивацию, можно провести игру в соревновательном плане. «Кто быстрее построит дорожку?» Будьте внимательны.
Молодцы.
Также в средней группе можно использовать игру «Что лишнее в ряду».
Для этого возраста разработан альбом «Лепим нелепицы».
Слайд
Старший дошкольный возраст.
Целью игр данного возраста является научить ребенка работать совместно, решать общую задачу, объединение детей для игр.
Мы рассмотрим разделение группы предметов на множества.
Детям предлагается в синий обруч положить все синие блоки, а в красный все треугольные.
Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.
Слайд
Использование настольно-печатных и сюжетно-ролевых игр. Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно.
Использовать задание, где необходимо выложить картинку по памяти: посмотрели, перевернули, выложили, снова перевернули.
Слайд
Альбомы, разработанные для детей 5-8 лет: «Спасатели приходят на помощь», «Праздник в стране блоков», «Поиск затонувшего клада».
Ребята очень любят такие задания.
Слайд
Мы с вами выступим в роли спасателей. После землятрясения мальчикам нужно восстановить технику, а девочки всегда занимаются созиданием – восстанавливают дома. Выберите понравившиеся карточки и можете приступать к выполнению задания.
Слайд
Уважаемые педагоги, мастер-класс подходит к концу. Если ребенка научить распознавать знаки-символы, ему будет намного легче в школе на уроках по обучению грамоте.
Я считаю своей конечной целью помочь моим малышам подготовиться к важному событию в их жизни - поступлению в школу, чтобы они горели желанием впитывать в себя свои новые знания, научились общаться со взрослыми и сверстниками, умели решать посильные их возрасту задачи… Ведь успех детей – мой успех как педагога. А самое главное, чтобы их воспоминания о времени, проведённом в детском саду, были светлыми – светлыми и по – детски радостными!
Вы можете оценить мой мастер-класс выбрав эмоцию, соответствующую вашим впечатлениям и оставить ее себе.