любовь юнеева
Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Задача воспитателя - позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и личность в целом.
В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребенка.
Фольклор даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка. Особая ценность УНТ заключается в доступности и простоте, многократные повторения, лёгкая запоминаемость способствуют развитию речи детей. В смешанной разновозрастной группе приход каждого нового ребёнка- это большое событие, к которому мы, все работники ДОУ готовимся заранее. Потешки и прибаутки являются одним из главных методов общения с малышом.
***
Кто, кто по- утру раненько встаёт?
Кто-,кто в детский сад к нам сейчас идёт?
Это Машенька-краса,
Маша очень хороша!
***
Спокойный, доброжелательный говор педагога позволяет ребёнку расслабиться и быстрее адаптироваться в новом месте.
Уютное помещение группы нашего малокомплектного сада, сочетающее в себе все требования ФГОС и, в тоже время, напоминающее тёплый деревенский дом с красивой печью, отвлекают ребёнка от расставания с мамой.
Как известно, маленькие дети тянутся к ребятишкам постарше. Напомощь всегда приходятдети старше- подготовительной группы, чтобы помочь в режимных моментах. Зная потешки, подражая педагогам, старшие, приговаривая стишки, помогают умыться малышам.
***
Закатаем рукава,
Открываем кран - вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
Посмотрите, крошки,
На свои ладошки.
Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
***
Полотенчико попросим
С нами в прятки поиграть.
Прячьте глазки, прячьте носик.
Где ребятки? Не видать!
Будем, будем полотенцем
Наши щёчки вытирать!
И с ладошек маленьких
Вытрем капли-капельки.
Вот и кончилась игра
Вы сухие, детки? - Да!
***
Добрая водичка! Помоги немножко:
Вымой у ребяток грязные ладошки!
Ты, кусочек мыла, мыль нас не жалея,
Станут наши ручки чище и белее!
***
Чтобы ручки мыть,
Сперва закатаем рукава.
Тянем, тянем рукавок,
Показался локоток.
И другой подтянем тоже,
Вот теперь и мыться можно!
***
Мыло скользкое, постой!
Подружи нас с чистотой!
Мы вот так тебя потрём,
В пену мыльную собьём,
А потом, а потом
Наши ручки сполоснём.
***
Я сегодня утром рано
Умывался из-под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Эх, водичка хороша,
Хороша водичка!
Пусть умоет малыша,
Чтоб сияло личико!
***
Очень важный момент высаживания ребёнка на горшок, и здесь прибаутки вновь приходят на помощь
***
Это что стоит? Горшок!
Раз-два-три-четыре-пять -
Будем Машеньку сажать!
Присядем аккуратно.
Знают все детишки:
Очень неприятно
Писаться в штанишки!
Мы все сделаем, как надо.
Мама будет очень рада!
***
Наш Витюша-малышок!
Ты садись-ка на горшок,
Не ходи угрюмый,
Посиди-подумай!
***
Во время приёма пищи,особенно детей с плохим аппетитом, спокойные, побуждающие к еде, потешки являются хорошими помощниками.
***
Кушай кашку, девочка,
Девочка-припевочка,
Кушай кашку, подрастай,
Всем на радость вырастай!
***
После летнего периода младшие дети не любят процесс одевания тёплой одежды на прогулку. И здесь очень важно включить их в игру с одеванием и одновременным проговариванием потешек, одновременно развивая речь, память, моторику, создавая радостное настроение от процесса.
***
Осенью на ножки
Обули мы сапожки.
В красненьких сапожках
Шагаем по дорожке:
Камешки пинаем,
В лужи наступаем.
Хороши сапожки!
Не промокнут ножки!
***
Собери носок в гармошку,
И надень его на ножку.
Ты другой носок возьми
Точно так же натяни.
А теперь скорей вставай
И штанишки надевай.
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдем скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
***
Мы собираемся гулять,
Пора одежду надевать.
Надели шапку, шарф, пальто,
Не опоздал из нас никто!
Все одеты, все готовы,
Идем мы на прогулку снова!
***
Мы снимаем тапки, надеваем шапки,
Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки,
Надеваем куртки - готовы для прогулки.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Если хочешь прогуляться,
Нужно быстро одеваться,
Дверцу шкафа открывай,
И одежду доставай.
***
Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал! –
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?
***
Во время прогулки очень важно следить за двигательной активностью малышей,
***
Большие ноги
Шагали по дороге:
ТОП, ТОП, ТОП!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ-топ-топ
***
Сон, вне дома,порой немного пугает вновь прибывших детей,но ласковая прибаутка помогает ребёнку расслабиться.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
***
В детском садике у нас наступает «тихий час».
Дети глазки закрывают и тихонько засыпают.
Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки.
Зайки травушку едят, малым деткам спать велят.
Ежедневное проговаривание УНТ помогает детям в развитие речи. Незамысловатые сюжеты, лёгкая рифма,помогают детям начать подговаривать,вначале совместно с воспитателем, а затем самостоятельно читать эти потешки и прибаутки, а затем использовать их в игровой деятельности. (кормление куклы, укладывание куклы спать, одевание куклы на прогулку). А затем происходит осмысление более сложных форм фольклора. К ним относят половицы, поговорки, заклички, считалки, загадки.
Так, например, воспитывая уважение к хлебу, мы часто детям говорим «Хлеб на стол, и стол –престол» .К сожалению утрачена такая возможность, когда мы могли вывести детей на поле, что бы они воочию увидели весь процесс тяжелого труда своих родителей –хлеборобов, комбайнеров, трактористов, агрономов и т. д. Поэтому, что бы не утратить связь с прошлым, наши педагоги побуждают детей к использованию УНТ в подвижных играх (считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм.)
Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая).
Заклички и поговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр.
***
Дождик, дождик пуще,
Дам тебе я гущи
Хлеба и ложку,
Хлебай по - немножку.
***
Божья коровка,
Улети на небо.
Там твои детки
Кушают конфетки.
***
Гори, гори ясно,
Что бы не погасло!
***
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей : взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений. Позже дети сами начинают придумывать загадки.
Этот богатейший материал словесного творчества народа данный нам в наследство, помогает решать практически все задачи методики развития речи,наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников.