Лучший педагог года

Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду (4 фото)

любовь юнеева
Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Задача воспитателя - позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Публикация «Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду» размещена в разделах

Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и личность в целом.

В. А. Сухомлинский считал сказки, потешки, песни незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у ребенка.

Фольклор даёт ребёнку прекрасные образцы русского языка. Особая ценность УНТ заключается в доступности и простоте, многократные повторения, лёгкая запоминаемость способствуют развитию речи детей. В смешанной разновозрастной группе приход каждого нового ребёнка- это большое событие, к которому мы, все работники ДОУ готовимся заранее. Потешки и прибаутки являются одним из главных методов общения с малышом.

***

Кто, кто по- утру раненько встаёт?

Кто-,кто в детский сад к нам сейчас идёт?

Это Машенька-краса,

Маша очень хороша!

***

Спокойный, доброжелательный говор педагога позволяет ребёнку расслабиться и быстрее адаптироваться в новом месте.

Уютное помещение группы нашего малокомплектного сада, сочетающее в себе все требования ФГОС и, в тоже время, напоминающее тёплый деревенский дом с красивой печью, отвлекают ребёнка от расставания с мамой.

Как известно, маленькие дети тянутся к ребятишкам постарше. Напомощь всегда приходятдети старше- подготовительной группы, чтобы помочь в режимных моментах. Зная потешки, подражая педагогам, старшие, приговаривая стишки, помогают умыться малышам.

***

Закатаем рукава,

Открываем кран - вода.

Моем глазки, моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите, крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

***

Полотенчико попросим

С нами в прятки поиграть.

Прячьте глазки, прячьте носик.

Где ребятки? Не видать!

Будем, будем полотенцем

Наши щёчки вытирать!

И с ладошек маленьких

Вытрем капли-капельки.

Вот и кончилась игра

Вы сухие, детки? - Да!

***

Добрая водичка! Помоги немножко:

Вымой у ребяток грязные ладошки!

Ты, кусочек мыла, мыль нас не жалея,

Станут наши ручки чище и белее!

***

Чтобы ручки мыть,

Сперва закатаем рукава.

Тянем, тянем рукавок,

Показался локоток.

И другой подтянем тоже,

Вот теперь и мыться можно!

***

Мыло скользкое, постой!

Подружи нас с чистотой!

Мы вот так тебя потрём,

В пену мыльную собьём,

А потом, а потом

Наши ручки сполоснём.

***

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Эх, водичка хороша,

Хороша водичка!

Пусть умоет малыша,

Чтоб сияло личико!

***

Очень важный момент высаживания ребёнка на горшок, и здесь прибаутки вновь приходят на помощь

***

Это что стоит? Горшок!

Раз-два-три-четыре-пять -

Будем Машеньку сажать!

Присядем аккуратно.

Знают все детишки:

Очень неприятно

Писаться в штанишки!

Мы все сделаем, как надо.

Мама будет очень рада!

***

Наш Витюша-малышок!

Ты садись-ка на горшок,

Не ходи угрюмый,

Посиди-подумай!

***

Во время приёма пищи,особенно детей с плохим аппетитом, спокойные, побуждающие к еде, потешки являются хорошими помощниками.

***

Кушай кашку, девочка,

Девочка-припевочка,

Кушай кашку, подрастай,

Всем на радость вырастай!

***

После летнего периода младшие дети не любят процесс одевания тёплой одежды на прогулку. И здесь очень важно включить их в игру с одеванием и одновременным проговариванием потешек, одновременно развивая речь, память, моторику, создавая радостное настроение от процесса.

***

Осенью на ножки

Обули мы сапожки.

В красненьких сапожках

Шагаем по дорожке:

Камешки пинаем,

В лужи наступаем.

Хороши сапожки!

Не промокнут ножки!

***

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

***

Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

***

Мы собираемся гулять,

Пора одежду надевать.

Надели шапку, шарф, пальто,

Не опоздал из нас никто!

Все одеты, все готовы,

Идем мы на прогулку снова!

***

Мы снимаем тапки, надеваем шапки,

Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки - готовы для прогулки.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

***

Маша варежку надела.

- Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал! –

Маша варежку сняла:

- Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдёшь.

Здравствуй, пальчик!

Как живёшь?

***

Во время прогулки очень важно следить за двигательной активностью малышей,

***

Большие ноги

Шагали по дороге:

ТОП, ТОП, ТОП!

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ-топ-топ

***

Сон, вне дома,порой немного пугает вновь прибывших детей,но ласковая прибаутка помогает ребёнку расслабиться.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

***

В детском садике у нас наступает «тихий час».

Дети глазки закрывают и тихонько засыпают.

Баю-баю-баиньки, в огороде заиньки.

Зайки травушку едят, малым деткам спать велят.

Ежедневное проговаривание УНТ помогает детям в развитие речи. Незамысловатые сюжеты, лёгкая рифма,помогают детям начать подговаривать,вначале совместно с воспитателем, а затем самостоятельно читать эти потешки и прибаутки, а затем использовать их в игровой деятельности. (кормление куклы, укладывание куклы спать, одевание куклы на прогулку). А затем происходит осмысление более сложных форм фольклора. К ним относят половицы, поговорки, заклички, считалки, загадки.

Так, например, воспитывая уважение к хлебу, мы часто детям говорим «Хлеб на стол, и стол –престол» .К сожалению утрачена такая возможность, когда мы могли вывести детей на поле, что бы они воочию увидели весь процесс тяжелого труда своих родителей –хлеборобов, комбайнеров, трактористов, агрономов и т. д. Поэтому, что бы не утратить связь с прошлым, наши педагоги побуждают детей к использованию УНТ в подвижных играх (считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм.)

Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая).

Заклички и поговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр.

***

Дождик, дождик пуще,

Дам тебе я гущи

Хлеба и ложку,

Хлебай по - немножку.

***

Божья коровка,

Улети на небо.

Там твои детки

Кушают конфетки.

***

Гори, гори ясно,

Что бы не погасло!

***

Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей : взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений. Позже дети сами начинают придумывать загадки.

Этот богатейший материал словесного творчества народа данный нам в наследство, помогает решать практически все задачи методики развития речи,наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников.

Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду
Фото №1 С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам взрослым людям но и к детям неуклонно растет объем знаний которые нужно им передать Фото №2 Задача воспитателя позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи Фото №3 Это основное условие успешного обучения
Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в речевом развитии детей 3–4 лет Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому мне, как воспитателю,.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

НОД по математическому развитию с использованием устного народного творчестваНОД по математическому развитию с использованием устного народного творчества Программное содержание. Продолжать учить детей для счета использовать графы, с помощью условной мерки определять объём; упражнять детей.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей»Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей» Поговорим о забытом, глубинном смысле русских сказок Илл. Е. Рачёва Сегодня мне бы хотелось начать беседу о том, КАК важно опираться в воспитании.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть II "Курочка Ряба" Ну, что? Продолжим? Немного изменив порядок рассмотрения сказок, сегодня, дорогие друзья и коллеги, мы обратимся к сказке.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть III ЗаключительнаяСегодня, дорогие друзья и коллеги, чтобы сильно не растягивать материал и не утомлять вас, я решила закончить цикл статей.

Методическая разработка «О значении устного народного творчества для воспитания детей». Часть IV И вновь - о колыбельныхВ III части данной разработки я собиралась звершить этот материал. Но подумалось мне, что несправедливо не поговорить.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в речевом развитии детей в детском саду
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 17:30
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД