Кокотова Ираде Магамедовна
Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать +Заказ
Кокотова Ираде Магамедовна,
Воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад 32,
городской округ Полевской.
Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья.
Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б. М. Теплов
Публикация «Использование теневого театра в системе педагогической работы с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Театр теней своими руками
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Актуальность. Театр теней является одним из доступных видов искусства для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В каждом дошкольной образовательной организации есть театральные центры, но не во всех театральных центрах есть такой вид театра как театр теней. В основном отдается предпочтение кукольному, пальчиковому, перчаточному театру, бибабо, популярность приобретает и магнитный театр. На мой взгляд, теневой театр необходим в дошкольной образовательной организации для развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в нем есть большие преимущества. Театр теней раскрывает художественно — эстетическое развитие, воспитывает творческую личность, у дошкольников развивается творческое воображение, мышление, моторика рук, речь. Театр теней помогает ребенку преодолеть застенчивость, робость, страх перед публикой, ведь за ширмой его совсем не видно. Нельзя забывать, что работа с дошкольниками ограниченными возможностями здоровья требует от педагога индивидуального подхода, ведь каждый ребенок особенный по — своему. И как тяжело дошкольникам с ограниченными возможностями достичь успеха, ведь каждый шаг к положительному результату дается с трудом. И по этой причине, не целесообразно вовлекать дошкольников сразу в постановку театрализованной деятельности, т. к. можно достичь обратного результата. Ребенок замкнется или вовсе отстранится, если столкнется с непреодолимой для него задачей. В связи свыше сказанным хочу отметить, что использование теневого театра, в коррекционной группе дает каждому дошкольнику с ограниченными возможностями здоровья в индивидуальном развитии большие преимущества и здесь обязательно важен индивидуальный подход к дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья.
В своей профессиональной деятельности я активно использую театр теней, что позволяет создать уютную домашнюю атмосферу. В таких условиях даже самый застенчивый и робкий ребенок проявляет желание быть актером и начинает постепенно раскрепощаться. Совместно с детьми мы символично назвали наш театр «Волшебный мир». Для начала мы беседовали с детьми на тему: что такое теневой театр, какой он бывает, как его изготовить и как показать, что для этого нужно и т. д. Детям были показаны теневые театры по сценарию известных сказок, был показан пальчиковый теневой театр в стихах. Ребята позитивно включились в магию происходящего. Необычность зрелища захватила их, вызвала непередаваемый восторг, так что они сами захотели стать участниками этого процесса.
Для создания теневого театра в условиях нашей группы мы с инициативной группой родителей изготовили устойчивую и вместительную конструкцию. Совместно с детьми вырезали силуэты для плоскостного кукольного театра (создаем на компьютере или рисуем сами). Можно создать как единую фигуру без дополнительных подвижных частей - так и с ними, для большей выразительности. Лично мы большее предпочтение отдаем второму варианту. Нами отмечено, что детям больше нравилось использовать именно подвижные фигуры, изменять положение их частей тела. С помощью 3Д ручки мы изготавливаем театрализованные декорации. Тем самым мы стимулируем познавательно – речевое развитие, организацию совместной поисково - исследовательской деятельности. Работа над декорациями будет способствовать показу импровизированных театрализованных спектаклей, расширению кругозора у дошкольников. Если дошкольники создадут совместно со взрослыми декорации по собственному замыслу, то у них расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь, сформируются творческие способности, развивается моторика кончиков пальцев. В театрализованной постановке необходимо знание текста по ролям. Если ребенок испытывает затруднение, мы используем чтение текста взрослым или аудиозапись. Дети в свою очередь выполняют движения в соответствии с текстом. Изучение текста многократно, для начала мы используем просмотр мультимедии, пересказ по картинкам (для наглядности можно использовать магнитный и настольный театры). Также используем мнемо таблицы. Мы создаем особую атмосферу, затемняем помещение жалюзи для создания полумрака. Источник света размещаем между ребенком и конструкцией теневого театра. Закрепить лампу можно с боку на столе.
Используя теневой театр в нашем саду, мы ставим перед собой ряд определенных задач:
1. Учить детей с ограниченными возможностями здоровья связно, последовательно излагать свои мысли.
2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности.
3. Развивать эмоции, возникающие в ходе игровых, ролевых и сюжетных действий.
4. Воспитывать умение согласованно действовать в коллективе.
В ходе работы нами была создана база материалов для создания театрализованного центра :
•Различные виды театров
•Реквизит для разыгрывания представлений
•Атрибуты для различных игровых позиций
•Ширмы для показа кукольного театра
•Мини-костюмерная
•Картотека театрализованных игр и упражнений.
В работе нашего театра «Волшебный мир» мы используем следующие методы и приемы:
•Чтение художественных произведений, сказок, стихов
•Просмотр мультимедии и прослушивание аудиозаписей
•Рассматривание иллюстраций
•Беседы
•Обыгрывание этюдов, театрализованных игр; инсценировки, драматизации
•Показ кукольных спектаклей
•Упражнения по формированию разговорной речи и выразительности исполнения (артикуляционная гимнастика, на активизацию словарного запаса, на воображение, на напряжение/расслабление мышц, на имитацию движения.
Магия театра теней создает благоприятную обстановку для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. Внедрив теневой театр в практику своей работы, я заметила улучшение психологического комфорта в группе. Дети стали более раскрепощены, повысилась творческая активность детей средних и старших групп. Наблюдалось развитие самостоятельности, уверенности в себе и улучшение навыков коллективной работы. Исходя из выше сказанного, театрализованная теневая деятельность – это важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место» - Б. М. Теплов. Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем.
Список литературы.
1. Антипина А. Е. "Театрализованная деятельность в детском саду. Игра, упражнения, сценарий". Творческий центр. Москва: 2003. – стр. 15-20. 2. Баряева Л. Б., Вечканова И. Г., Загрибаева Е. В., Зарин А. П. В мире сказки: Театральные игры-занятия с детьми. - СПб., 2000. – стр. 1- В. И, Логинова М. П. Ноткина С. И и др. ; Под ред. Бабаевой Т. И, Михайловой т
3. А, Гурович Л. М. - СПб. ,1996. – стр. 24.
4. Игры-драматизации в детском саду: Методические рекомендации/Сост. Е. Л. Трусова. - Киев,1991. - стр. 4-24.
5. Изард К. Е. Эмоции человека. - М. ,1980. – стр. 12-15.
6. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитание детей. - М., 1972. – стр. 18-39.
7. Маханев М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. / Творческий центр Сфера. - М. ,2001. – стр. 16-79.
8. Маханев М. Д. Ребенок в детском саду. // Дошкольное воспитание 1999, №11, стр. 6.
9. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников. / Под ред. Л. Б. Баряевой, Э. А. Зарин, Н. Д. Соколовской. -СПб. ,1996. – стр. 205.
10. Образцов. К. Л. «Как сделать куклу своими руками» - М. ,1997.;
11. И. А. Лыкова. В. В. Шипунова «Теневой театр вчера и сегодня» - М. ,1999.;
12. А. С. Игнатова. С. Н. Илларионова. «Теневой театр своими руками» - М 1995. 13. Сорокина Н. Я., Миланович А. А. Програма "Театр-творчество-дети" //Дошкольное воспитание 1997. №11,стр. 45. 14. Сухомлинский В. А. О воспитании. - Санкт-Петербург, 2002. – стр. 226-337. 15. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - Изд. Влад. Москва. 2000. – стр.
16. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 24. 17. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : Сфера, 2009. - 128с.