Папки-передвижки

Использование технологии игрового проектирования проблемных ситуаций в формировании социальных навыков у старших дошкольников

Елена Викульева
Использование технологии игрового проектирования проблемных ситуаций в формировании социальных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Использование технологии игрового проектирования проблемных ситуаций в формировании социальных навыков у старших дошкольников

«Социальная компетентность» имеет большое значение в поведении человека. Она позволяет не допустить ошибок в жизнедеятельности, оптимизировать эмоциональное состояние, отношения с социумом.

Современное общество заинтересовано в гражданах, успешно социализирующихся, обладающих высоким уровнем социальной компетентности. Между тем анализ исследований свидетельствует о недостаточной подготовленности старших дошкольников к взаимодействию в изменяющейся социальной среде, об их неуверенности в собственных силах и низком уровне компетентности в решении возникающих перед ними социальных проблем (Л. В. Гордиевских). Вследствие этого возникает необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки детей к вхождению в сложную социальную среду, которые помогут им адаптироваться и успешно функционировать в социуме.

Публикация «Использование технологии игрового проектирования проблемных ситуаций в формировании социальных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах

Мною была разработана психопрофилактическая программа «Проблемы можно решать», которая нацелена на формирование навыков социальной компетентности у старших дошкольников посредством игрового проектирования проблемных ситуаций.

Содержание программы основано на игровой деятельности дошкольника, опирается на его интересах, и реальный опыт общения со сверстниками. Ключевым моментом является актуализация внутренних ресурсов ребенка для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. Что позволяет развивать умение совершать самостоятельный выбор поступка и нести ответственность за него, конструктивно решать конфликтные ситуации, то есть обеспечивает формирование поведенческого компонента социальной компетентности.

В основу программы положена технология игрового проектирования проблемных ситуаций.

Условия для конструктивного решения конфликтов создаются с помощью приема «Мостик». На «мостике» дети овладевают способами эффективного взаимодействия со сверстниками (умение договариваться). Посредством приема «Ступеньки», развиваются умение прогнозировать результат поступка (последствие, реакцию на него окружающих, потребность в принятии самостоятельного конструктивного решения. «Отрицательная ветвь» помогает проанализировать последствия социально неприемлемого поведения и сделать адекватный выбор. «Две гири» позволяет детям оценить положительные и отрицательные последствия предстоящего поступка и сделать выбор в пользу социально одобряемого действия, формируется позиция ответственности за свое поведение. Техника «Туча», которая интегрирует в себе все предыдущие тактики, направлена на формирование умения выстраивать стратегию своего поведения. С помощью этой схемы ребенок видит встречные шаги двух конфликтующих сторон и делает вывод, что для достижения общего результата необходимы встречные усилия обеих сторон.

Реализация программы предполагает три этапа:

На первом этапе решаются задачи самопринятия и принятия другого. Содержанием решаемых проблем было обозначение своего «хочу» и «хочу» другого ребенка; оценивание своего поступка с точки зрения положительных и отрицательных последствий. Включены следующие темы: «Мир твой и мой», «Полезные и вредные чувства», (8 часов).

На втором этапе - развития саморефлексии и осознанного выбора. Для обсуждения предложены проблемы осознания отрицательных последствий негативного поступка. Освещаются темы: «Я учусь владеть собой. Я хозяин своих чувств», «Я выбираю»(11 часов).

На третьем этапе работа направлена на стимулирование потребности детей в саморазвитии. Обсуждаются проблемы, предполагающие конструктивное разрешение конфликтов. Включены темы: «Мой выбор и другие люди», «Проблемы можно решать», (9 часов).

Реализация программы осуществляется на протяжении всего учебного года, включает 28 занятий, которые проводятся один раз в неделю.

Программа «Проблемы можно решать» апробирована в 2008 – 2011 году на базе МБУ детского сада №92 «Лебедушка».

Эффективность психопрофилактической программы «Проблемы можно решать» неоднократно подтверждена результатами предварительного и заключительного исследования.

Публикации по теме:

Проектный подход к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Социальная компетентность ребенка-дошкольника Детство представляет собой особый пери, сущностью которого является процесс взросления ребенка, вхождения его в социальный мир взрослых.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование технологии игрового проектирования проблемных ситуаций в формировании социальных навыков у старших дошкольников
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 15:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование технологии игрового проектирования проблемных ситуаций в формировании социальных навыков у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Викульева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД