Наталья Федорова
Использование сюжетно-дидактических игр с куклой для развития речи детей третьего года жизни
Актуальность исследования, посвященного проблеме развития речи у детей третьего года жизни, определяется той уникальной ролью, которую играет развитие речи в этом возрасте для дальнейшего становления детской личности, эта роль обусловлена важностью начальных этапов онтогенеза речи для психического, социального и личностного развития ребенка. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, речь служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием всестороннего развития детей.
Публикация «Использование сюжетно-дидактических игр с куклой для развития речи детей третьего года жизни» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
От уровня владения речью, полученного ребёнком в первые годы жизни, зависит успешность ее дальнейшего развития, а, следовательно, успешность всей будущей жизни ребёнка, напрямую зависящая от владения речевыми умениями.
Речь у детей начинает формироваться уже в раннем возрасте, при должном педагогическом руководстве она интенсивно развивается, являясь основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся исследователи, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Д. Б. Эльконин и многие другие учёные, показали важность третьего года жизни детей для развития их речи, которое особенно чувствительно на данном возрастном этапе к внешнему воздействию и бурно развивается под его влиянием.
Возраст третьего года жизни, как признано большинством выдающихся отечественных и зарубежных педагогов, имеет большое значение для всего дальнейшего развития ребёнка. Речь в возрасте третьего года жизни – ключевой процесс, который значительно влияет на дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Этот возраст считается сензитивным для интенсивного развития речи. Именно в этот период мозговые структуры, которые ответственны за речь, максимально восприимчивы к воздействию среды, которая способствует усвоению родного языка.
В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи детей на всех возрастных этапах раннего и дошкольного детства. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей любого возраста относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных, особенно для третьего года жизни, являющегося сензитивным для интенсивного развития речи.
Важная роль в развитии речи у детей третьего года жизни принадлежит игре. Игра в данном возрасте является ведущей деятельностью ребенка. Известные ученые Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, П. Ф. Лесгафт, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, Р. И. Жуковская и многие другие указывали в своих трудах, что в процессе игры ребенок не только отражает свои впечатления об окружающем мире, но и приобретает новые. Игра даёт возможность влиять на всестороннее развитие детей, в том числе и на их развитие речи.
Кукла занимает особое место в игровой деятельности каждого ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности, и в то же время может служить средством для развития речи детей. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Играя с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой ему легче общаться, разговаривать. Сюжетно-дидактические игры с куклами при условии правильной организации их и должного педагогического руководства ими выдвигают широкие возможности для развития детской речи.
Значение развития речи у детей раннего возраста, в том числе и на третьем году их жизни, широко освещено в педагогической литературе. Но, несмотря на эти педагогические исследования и на возросшие в условиях современности требования к речевому развитию детей раннего возраста, в современной методической литературе по раннему развитию детей до сих пор остается открытым вопрос о возможности использования сюжетно-дидактических игр с куклой, позволяющие решать проблему речевого развития у детей третьего года жизни. Это создаёт определённое противоречие, что ещё раз подчёркивает актуальность выбранной темы исследования.
Таким образом, актуальность нашего исследования подтверждается сложившимся противоречием между необходимостью развития речи у детей третьего года жизни и недостаточным количеством методических разработок о возможности использования сюжетно-дидактических игр с куклой, позволяющих осуществить это на практике.
Стремление найти пути разрешения данного противоречия и определило проблему нашего исследования: обоснование возможности использования сюжетно-дидактических игр с куклой для развития речи у детей третьего года жизни.