Леонтьева Ольга
Использование светового песочного стола психологом детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования побуждает педагогов ДОУ к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми, которые обеспечивают их комфортное пребывание в условиях ДОУ. Одна из таких технологий – песочная терапия.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Именно поэтому песок может быть использован в развивающих и обучающих занятиях педагога-психолога с дошкольниками. Песочная терапия применяется не только для детей, у которых существуют психологические и эмоциональные проблемы, она помогает детям разных возрастов преодолеть возрастные кризисы, сложные отношения с друзьями и родителями.
Публикация «Использование светового песочного стола психологом детского сада» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа психолога в ДОУ
- Световой стол. Рисование на песочных световых столах
- Темочки
Один из вариантов использования песочной терапии в дошкольном возрасте – рисование на песочном световом столе. Световой стол - универсальная развивающая система, которая стимулирует творческие и интеллектуальные способности детей. Рисование песком оказывает комплексное воздействие, учитывая принцип межполушарной асимметрии. Световой стол подходит для левшей и правшей. Система стимулирует оба полушария, что в дальнейшем дает ребенку определенные преимущества - он становится гармоничной личностью с развитым логическим и образным мышлением. Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста.
В процессе рисования на световом песочном столе, ребенок имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Развивается тактильная чувствительность. Более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы. Совершенствуется предметно-игровая деятельность.
Работу на световых песочных столах можно организовать в индивидуальной или групповой форме. Индивидуальные позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, являются прекрасным средством для развития и саморазвития ребёнка. Групповые - направлены в основном на развитие коммуникативных навыков, т. е. умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
При рисовании песком используют как одну, так и обе руки, порой одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы.
В процессе рисования песком развивается как мелкая, так и общая моторика. Развитие общей моторики: рисование на песочном столе происходит стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костно-мышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений. Развитие мелкой моторики: систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Релаксация: упражнения с песком выполняются в сопровождении приятной, спокойной музыки. Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемами.
Дети проявляют огромный интерес к песочному занятию и с нетерпением ждут следующей встречи с песком. На занятиях дошкольники применяют специфические способы рисования песком: насыпание, вырезание, отпечатки, прорисовывание. Используются также дополнительные материалы для рисования: массажные мячи, ситечко, трафареты, трубочки, декоративные украшения (камни, палочки, кисти, лопатки.
Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском.
Игру с песком нельзя интерпретировать. Психолог в работе с детьми должен исполнять роль внимательного зрителя. Позиция психолога — искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице, а не руководство процессом рисования.
Используя световой песочный стол, психолог не обучает дошкольников рисовать, а использует его как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей мелкой моторики рук, что способствует развитию связной речи, словаря, восприятия, мышления, фантазии, эмоционального благополучия, коллективного взаимодействия.