Ползикова
Использование средств ИКТ в воспитательной и образовательной деятельности с детьми с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Использование средств информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательной и образовательной деятельности с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся всё более значимыми в реализации музейно-педагогических программ, особенно тех, которые адаптированы для детей с аутизмом. Методы работы с детьми, включающие демонстрацию картин, скульптур и предметов народного искусства в музеях, обогащаются и значительно расширяются благодаря цифровым инструментам. Программа, о которой идет речь, не ограничивается только формированием художественной культуры и эстетического опыта, а также развитием навыков материально-художественной деятельности (таких как рисование и лепка) у детей старшей и подготовительной групп детских садов. Её основная цель – развитие у детей с аутизмом навыков визуальной культуры и "насмотренности" – способности воспринимать и анализировать визуальную информацию, что особенно важно для детей с особенностями восприятия.
Это достигается благодаря специально разработанным цифровым ресурсам и методикам. "Музейная педагогика", как сфера деятельности, ориентированная на передачу культурного опыта в музейной среде, претерпевает значительные изменения с внедрением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Традиционные методы, использующие произведения живописи, скульптуры, графики, народного искусства и архитектурные памятники, становятся лишь частью более широкой образовательной системы. Теперь, благодаря цифровым технологиям, дети имеют доступ к гораздо более обширному спектру объектов культурного наследия. Например, виртуальные экскурсии по музеям мира позволяют ребенку "посетить" Лувр или Британский музей, не покидая группу или дом, что особенно актуально для детей с аутизмом, которые могут испытывать трудности с поездками и нахождением в больших группах людей. В рамках программы применяются различные инструменты ИКТ.
Можно создать интерактивные презентации с адаптивным дизайном, который учитывает особенности восприятия детей с аутизмом. Например, это может быть минималистичный подход, ограниченное количество информации на каждом слайде и четкая структура. Виртуальные музеи, позволяющие детально рассмотреть экспонаты, а также специально разработанные видеоролики с замедленной речью и ясными инструкциями, оказывают значительную помощь в обучении. Использование дополненной реальности позволяет "оживить" экспонаты, делая их изучение более увлекательным и запоминающимся. К примеру, дети могут "подержать в руках" виртуальную копию древнего артефакта или наблюдать процесс создания картины известного художника. Работа с коллекциями Русского музея и других отечественных музеев, а также с достопримечательностями города и природными объектами теперь может быть организована более эффективно.
Цифровые копии картин с высоким разрешением позволяют детально рассмотреть элементы, которые могут быть незаметны при обычном взгляде. Интерактивные карты помогают ориентироваться в пространстве музея или города, а специальные приложения с аудиогидами делают информацию доступной для детей с различными уровнями развития. Следует подчеркнуть, что применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) не только расширяет доступ к культурному наследию, но и способствует персонализации обучения, учитывая индивидуальные потребности каждого ребенка. Программа также направлена на воспитание толерантности и патриотизма. Виртуальные экскурсии по музеям разных культур и эпох позволяют детям познакомиться с многообразием мира, развивая уважение к другим культурам и традициям. Изучение произведений отечественного искусства помогает формировать чувство патриотизма и гордости за свою страну.
Создание безопасной и комфортной образовательной среды, в которой каждый ребенок ощущает защиту и поддержку, является ключевым аспектом. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в музейно-педагогической программе для детей с аутизмом не просто современный подход, а необходимость, способствующая достижению максимальной эффективности в обучении и развитии этих детей. Индивидуальная работа с каждым ребенком с учетом его особенностей является приоритетной задачей, и ИКТ играют важную роль в этом процессе. Постоянное обновление программы и внедрение новейших технологий обеспечивают её актуальность и высокую эффективность.