Лучший педагог года

Использование современных педагогических технологий с целью развития всех компонентов речи дошкольников

Татьяна Шитикова
Использование современных педагогических технологий с целью развития всех компонентов речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Детский сад — первая ступень в системе национального образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть в совершенстве богатством родного языка. Вследствие этого одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности к школьному обучению.

Публикация «Использование современных педагогических технологий с целью развития всех компонентов речи дошкольников» размещена в разделах

Развитие устной грамотной и связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано с ее важной ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь - высшая форма мыслительного процесса, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Это подтверждают нормативные документы, на основе которых строиться работа с детьми по образовательной области «Речевое развитие» :

• ФГОС ДО п. 2.6.

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образованиЯ

«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Основные цели и задачи, сформулированные по образовательной области «Речевое развитие».

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Это, прежде всего скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Употребление нелитературных слов и выражений. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Плохая дикция. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Поэтому, мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В своей работе с детьми я использую различные современные педагогические технологии для развития всех компонентов устной речи дошкольников.

Что же такое педагогическая технология?

Педагогическая технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. Если программы отвечают на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», то технология отвечает на вопрос «как делать?»

Современные образовательные технологии :

• Метод наглядного моделирования

• Игровые технологии

• Здоровьесберегающие технологии

• Информационные технологии

• Синквейн

• ТРИЗ

Технологии проектной деятельности

Технология исследовательской деятельности

• Личностно – ориентированные технологии

Технология портфолио

Метод наглядного моделирования

В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей.

Включение наглядных моделей в процессе обучения позволяет целенаправленно развивать монологическую речь, обогащать активный словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения употреблять в речи разнообразные конструкции предложений, описывать и сравнивать предметы, составлять рассказ.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Моделирование позволяет детям образно представить структуру слова, используя заместители слогов, из которых оно состоит, научиться определять количество слогов, соотносить слово со слоговой схемой, выделять ударный звук, слог и соотносить их со схемой.

При формировании лексико-грамматического строя речи технология моделирования используется на всех занятиях и предполагает формирование умений анализировать языковой материал и синтезировать языковые единицы в соответствии с законами и нормами языка. Он позволяет ребенку осознать звучание слова, поупражняться в употреблении грамматических форм, уточнить и обобщить понятие о роде предметов, явлений природы на основе их существенных признаков. Также он способствует расширению словарного запаса, формированию языкового чутья.

При подготовке к обучению грамоте наглядное моделирование позволяет решать следующие задачи:

- познакомить детей с понятием «слово» и его протяженностью;

- научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые/мягкие звуки, вычленять словесное ударение, различать ударные и безударные гласные;

- сформировать навыки анализа и синтеза слов и предложений, подбора слов к заданной звуковой модели, научить графически изображать предложение, придумывать предложение по схеме.

При обучении связной речи детей моделирование эффективно использовать в работе над всеми видами связного высказывания:

• пересказ;

• составление рассказа по картине;

• описательный рассказ;

• творческий рассказ.

Мнемотехника – это один из приемов наглядного моделирования.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Правильная организация обучения детей — очень сложное дело. Следует помнить, что наиболее эффективно такое обучение, которое несколько опережает развитие ребенка, однако не превышает его возможностей. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Например, мнемотехника, которую в дошкольной педагогике называют по-разному : Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Мнемотехника (греч.)«искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Игровые педагогические технологии включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на группы:

• Дидактические игры. Дидактические игры способствуют:

- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.

- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Например, «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Слова приятели», «Четвертый лишний», «Назови все части», «Чего не хватает», «Один - много», «Сравни медведя и зайца» и т. д.

• Настольно-печатные игры. Настольно - печатные игры – это

интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

• Сюжетно-ролевые игры - это основной вид игры ребенка

дошкольного возраста. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п.)

• Театрализованная игра или игра-драматизация - отличие ее от

сюжетно-ролевой игры состоит в том, что дети должны разыграть сценку по какому-нибудь произведению, например, по сказке. Обычно сами дети выбирают себе подходящую роль. Игра-драматизация предполагает, что ребенок должен как можно точнее и правильнее сыграть своего персонажа.

Здоровьесберегающие технологии :

• Артикуляционная гимнастика – это выработка правильных,

полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.

• Пальчиковая гимнастика - это пассивные или активные движения

пальцами рук. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями). Польза пальчиковой гимнастики для ребенка в том, что во-первых, пальчиковая гимнастика позволяет развить чувственную сферу (осязание, что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура. Во-вторых, развитие свободных, согласованных, точных, дифференцированных и скоординированных движений пальцев рук позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием (застёгивание пуговиц и т. д.).

В-третьих, высокий уровень развития мелкой моторики пальцев рук оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей. С. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение. С этой целью используются на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

• Физкультурные минутки или динамические паузы – это одна из форм

двигательной активности, (1-3 минуты) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статистического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Это форма двигательной нагрузки, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки.

• Дыхательная гимнастика. Правильное дыхание очень важно для

развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Так же это эффективная профилактика снижения

заболеваемости. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.

Информационные технологии.

Особая ценность современных информационных технологий состоит в том, что их применение позволяет стимулировать творческие качества как педагогов, так и их воспитанников, т. е. всех участников образовательного процесса, формируя при этом активную позицию по отношению к воспитательно-образовательному процессу.

Сегодня новые информационные технологии значительно расширяют возможности всех субъектов процесса обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Под новыми информационными технологиями в образовании понимают использование в обучении компьютеров и аудиовизуальных средств, направленных на интенсификацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса, активизацию учебно-познавательной деятельности и развитие интеллектуальных способностей воспитанников.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

представление информации на экране компьютера в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес;

информация представляется в образном виде, понятном дошкольникам;

внимание ребенка привлекается такими эффектами, как движение, звук, мультипликация;

возможность стимулирования познавательной деятельности детей путем их поощрения самим компьютером за правильное решение задач;

обеспечение индивидуального обучения;

возможность самостоятельного выбора темпа работы и количества решаемых задач;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

возможность моделирования различных ситуаций, необычных эффектов;

компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Особое внимание в применении информационных технологий по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Именно они дают возможность представить информацию более красочно и не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. При этом, в группе создается атмосфера реального общения, при которой дети стремятся выражать свои эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют огромный интерес к новому. В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно обширен.

Синквейн

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку).

Синквейн, как и хоку, несёт определенную эмоциональную окраску. Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи.

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна

1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Технология проектной деятельности. Ее цель развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Активное использование проектной технологии позволяет педагогу лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

По продолжительности проекты могут быть краткосрочными (1 занятие) и длительными (от 1 недели до 3 месяцев, индивидуальные и групповые. С целью активизации деятельности ребёнка можно спросить, о чем бы он хотел рассказать, показать своим сверстникам, о чем узнать больше? К поисковой и творческой деятельности подключаются родители, т. к. ребенок сам не может в полном объёме справиться с заданием. В процесс деятельности дети включаются с большим интересом, если им предлагаются посильные задания: раскрашивать рисунки, рисовать, вырезать, наклеивать, заучивать стихи и загадки, решать кроссворды и т. д.

Проект – это продукт совместного творчества ребенка и взрослого (воспитателя, родителей).

Работа над проектом развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе.

Нужно отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии. Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Технология исследовательской деятельности способствует формированию у дошкольников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально-исследовательской деятельности:

• Эвристические беседы - один из словесных методов обучения. Свое

название эвристическая беседа получила от греч. эвристика - отыскиваю, открываю. Сущность эвристической беседы состоит в том, что воспитатель путем постановки перед детьми определенных вопросов и совместных логических рассуждений подводит их к определенным выводам, составляющим сущность рассматриваемых явлений, процессов, правил и т. п. При этом воспитатель побуждает детей воспроизводить и использовать имеющиеся у них познания, сравнивать, сопоставлять, делать умозаключения. Коллективная беседа создает атмосферу общей заинтересованности, что в значительной степени способствует осмыслению к систематизации знаний и опыта дошкольников, положительно влияет на развитие мышления, прежде всего творческого мышления.

• Постановка и решение вопросов проблемного характера.

• Наблюдения.

• Моделирование.

• Опыты.

Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности.

«Погружение» в краски, звуки, запахи, образы природы.

• Подражание голосам и звукам природы.

Использование художественного слова.

• Дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации.

• Трудовые поручения, действия.

Элементы технологии ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). ТРИЗ создана ученым-изобретателем Т. С. Альтшуллером.

Использование технологи ТРИЗ в работе с дошкольниками позволяет решить проблему развития речи и познавательной активности.

Методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера.

Личностно – ориентированные технологии - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики : самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

• Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей

гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Технология сотрудничества реализует принцип демократизации

дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «взрослый-ребенок». Совместно с детьми создаются условия развивающей среды, изготавливаются пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяется разнообразная творческая деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Иными словами - атмосфера любви, заботы, сотрудничества создает условия для творчества.

Технология портфолио. Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный период. Основной смысл портфолио - «показать все, на что ты способен». Преимуществом технологии «Портфолио» является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег. Вместе с тем это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

Портфолио дошкольника - это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Особое значение имеет оформление портфолио, оно должно привлекать и заинтересовывать дошкольника. Странички должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно.

Перемены последних лет показали несостоятельность «стандартной» личности. Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии. Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность речи дошкольников, а так же могут быть использованы и в работе с детьми, как средство повышения интереса к речевой деятельности. В результате занятий с применением современных образовательных технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

1. https://5psy.ru/obrazovanie/chto-takoe-syujetno-rolevaya-igra.html

2. https://www.rusnauka.com/3_ANR_2014/Pedagogica/5_156699.doc.htm

3. https://detsad8-usp.ru/deyatelnost/primenenie-sovremennykh-obrazovatelny-te-nologiy-v-rabote-uchitelya-logopeda-dou

4. https://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Pedagogica/5_121728.doc.htm

5. https://www.maam.ru/detskijsad/tehnologija-portfolio-v-praktike-doshkolnogo-obrazovanija.html

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/12/03/lichnostno-orientirovannaya-tekhnologiya

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС. Дидактический синквейн ВОСПИТАТЕЛЬ: Денисова Людмила Анатольевна МБДОУ» Березовский детский сад №3» п. г. т. Березовка 2016 г. Использование инновационных.

Использование педагогических технологий в образовательном процессе Использование педагогических технологий в образовательном процессеВ современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Использование игровых технологий в процессе художественно — эстетического развития дошкольников В связи с введением «Федеральных государственных образовательных стандартов Дошкольного Образования активизировался поиск современных технологий.

Использование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольниковИспользование игровых технологий в эмоциональном развитии дошкольников Современные дети трудно приспосабливаются к жизни в коллективе сверстников, что выражается в: неумении контролировать свой гнев, выражая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных педагогических технологий с целью развития всех компонентов речи дошкольников
Опубликовано: 6 мая 2020 в 08:08
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование современных педагогических технологий с целью развития всех компонентов речи дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шитикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД