Галина Белоусова
Использование современных методик и программ в работе с одарёнными детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детский дошкольный возраст — первоначальная ступень знакомства ребёнка с элементарными основами музыкального искусства, начало формирования личностного отношения к музыкальным образам и предпосылок музыкального вкуса. Одаренность—это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Поэтому особое значение имеют собственная активность ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования, а также дидактическое сопровождение работы с одаренными детьми в системе дошкольного образования.
Публикация «Использование современных методик и программ в работе с одарёнными детьми в ДОУ» размещена в разделах
У детей с общими задатками одаренности, но без выраженных на первом этапе музыкальных способностей, музыкальность в процессе специальных занятий развивается очень интенсивно, по-видимому, главным образом за счет интеллектуальных механизмов. В настоящее время создано много уникальных программ и методик, способствующих развитию одаренных детей.
Музыка - источник особой детской радости. В ДОУ имеется всё необходимое для осуществления работы по музыкальному воспитанию.
В своей работе я использую «Игровую методику обучения детей пению» О. В. Кацер, так как в процессе игровых занятий дети способны выполнить объём работы, который им недоступен в обычной учебной ситуации. [1,с. 10]. Пение на ребёнка действует благодатно, если оно соответствует его возможностям, и чем раньше ребёнку прививаются навыки естественного звукообразования, тем скорее устанавливается взаимосвязь между слухом и голосом, тем лучше «настраивается» его речевой и певческий аппарат. (1, с. 7) У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому с помощью речи ребёнку легче прочувствовать, понять и повторить средства музыкальной выразительности: динамику, интонацию, темп, ритм и т. д. (1,с. 11) Данная методика предлагает последовательное использование артикуляционной гимнастики, игр на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, речевые и ритмо-интонационные упражнения, ритмодекламацию, речевую зарядку, а также варианты разучивания песни. Для развития певческих навыков необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений и это лишний раз говорит о том, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.
В методике «Музыка с мамой» Сергея и Екатерины Железновых музыкально-игровая развивающая среда становится неотъемлемым условием и средством общего развития детей, пересекаясь с двигательным развитием ребенка. Так, в их методических разработках музыка всегда сочетается с движением, например, в подвижных и пальчиковых играх, детской гимнастике и игре на детских и шумовых инструментах, аэробике и танцах для малышей.
Программа по ритмической пластике "Ритмическая мозаика" А. И. Бурениной направлена на целостное развитие личности детей дошкольного и младшего школьного возраста и предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого.
Выявлять музыкальные способности начинаем у детей с 2-х летнего возраста. Много тепла и ласки отдаём нашим детям, открывая дверь в мир прекрасного. На занятиях им предлагается доступный для восприятия наглядно проиллюстрированный музыкальный материал, музыкально-дидактические игры, авторские методики Т. Тютюнниковой, Бурениной А. Н., Мерзляковой, О. П. Радыновой. Например, при разучивании песни «Грибок» сначала исполняю песню, показываю яркие, красочные грибы, предлагаю послушать песню ещё раз. На следующем занятии обязательно кто-то из детей быстрее и активнее начнёт подпевать, повторять ритмические движения по показу воспитателя. Таким образом, выявляется подгруппа наиболее активных детей.
Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности. Детям очень нравится участвовать в концертных программах, театрализованных постановках, спектаклях. Воспитанники средней группы показали своим товарищам музыкальную сказку «Зимняя сказка», старшие дошкольники готовят для показа оперу «Гуси-лебеди», «Дорога к теремку» - музыкальная сказка по правилам дорожного движения оформлена как видеофильм и заняла 2 место в областном конкурсе по ПДД. У детей с общими задатками одаренности, но без выраженных на первом этапе музыкальных способностей, музыкальность в процессе специальных занятий развивается очень интенсивно, по-видимому, главным образом за счет интеллектуальных механизмов. Поэтому рекомендую родителям ребёнка после выпуска из ДОУ продолжить занятия с хореографом, преподавателем вокала или инструмента. Наши дети учатся в школе искусств, занимаются в хореографических студиях, участвуют в конкурсах и концертах. Создание особой художественной атмосферы, музыкальности окружения является мощным стимулом музыкального и общего развития детей.
Список используемой литературы.
1. Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению», СПб, 2005.
2. Буренина А. В. «Ритмическая мозаика» СПб. :ЛОИРО, 2000.
3. Картушина М. Ю «Вокально-хоровая работа в детском саду»-М. : «Скрипторий 2003», 2010