Марина Седегова
Использование современных форм работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное развитие в детском саду является одним из важных условий приобщения детей к культуре родного края, направленного на становление ребёнка как личности посредством приобщения к культуре и истории родного края.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Публикация «Использование современных форм работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Основная цель - формирование устойчивого интереса к истокам национальной культуры, закладывание основ духовно-нравственной личности.
Для эффективной работы определены следующие задачи:
-ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
-вовлечь родителей в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей
- повышать компетентность родителей в области духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Работа дошкольного учреждения держится на трех китах: т. е. основных составляющих — педагог, родители, ребенок.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников — это взаимная, ответственная деятельность взрослых участников воспитательно - образовательного процесса. Поэтому большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями. Именно в семье происходит первичная социализация, формируется первичное мировоззрение ребенка. Очень важно, чтобы родители это понимали и принимали непосредственное в образовательном процессе, а при необходимости не боялись обращаться за квалифицированной помощью в освоении способов построения детско-родительских отношений.
Родительская активность, как и любое качество личности, имеет индивидуальный срок развития. Чем быстрее педагог заинтересует родителей, тем быстрее он приобретет помощников и единомышленников. В своей работе используем разнообразные формы работы с родителями.
Одна из форм работы –это музейная педагогика. Прежде чем начать знакомство с мини-музеями совместно с родителями мы провели предварительную работу, направленную на расширение знаний и представление детей о музеях. Родителям порекомендовали посетить с детьми действующие музеи и выставки.
В наших мини-музеях не только можно, но и нужно трогать вещи руками: "в процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка". Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбиралиэкспонаты, изготавливали их своими руками, оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами. Родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности коллекции. Совместно с родителями оформляли мини-музеи по темам :«Коми-пермяцкая кухня», «В гостях у сказки», «Быт коми пермяков»,«Мои питомцы», «Одежда коми- пермяков», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Генеалогическое древо семьи», «Сохраните семейный альбом», «Они сражались за Родину», «Герб моей семьи»
Также были организованы мини – выставки, семейных коллекций и реликвий: "Колокольчики", «Артисты театра и кино", "Значки", «Игрушки детства моих родителей», «Новогодние игрушки моей семьи. Прошлое и настоящее», «Старинные часы».
Средство музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить уважение у ребенка к обществу, традициям семьи. От участия родителей в работе выигрывают все. Дошкольники начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада.
Хочется отметить, что работа по созданию мини музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.
Мини музей может быть любым, насколько хватает фантазии родителей и воспитателей. Открытие мини музея проходит в присутствии родителей, перерезыванием ленточки и с напутственными словами.
Активно используем в своей работе детско-родительские проекты, что представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, родители сплотились между собой, готовясь к мероприятиям, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
В рамках семейных проектов были реализованы такие проекты, как: «Сельское хозяйство», где ребята смогли познакомиться с профессиями наших родителей, которые трудятся на селе, посетили ферму и гараж СПК «Россия». Интересные проекты реализовались по темам: «Быт коми-пермяков», «Моя любимая сказка», «Русская берёзка», «Заветный клад», «Знакомство с творчеством ВВ Климова», «Они прославили Россию», «75 лет без войны», «По земле Перы».
Наиболее эффективной формой работы вовлечения в образовательный процесс по духовно-нравственном воспитанию является технология исследовательской деятельности. Дети — прирожденные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. И тому подтверждение — их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Исследовательские работы помогают выполнять родители, на их плечи ложится практическая часть исследований. Были реализованы такие исследовательские работы : «Варежки», «Игрушки наших дедушек», «Заколки для волос», «Такие бусики на нити, вы примерить не хотите», «Чудо – дорожки» и др.
В заключении хочется сказать, семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом, они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир с опытом духовно-нравственного воспитания.
Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это очень длительный процесс. Хочется верить, что нам это удастся, и мы не останавливаемся на достигнутом, ищем новые пути и сохраняем наработанное.
Ведь у нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни
Литература:
1. Беляев, В. И. Избранное. Сборник научных трудов / В. И. Беляев. — М. : «Ваш полиграфический партнер», 2010–430 с.
2. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду (человек).- М. : Сфера, 2005.
3Доронова, Т. Н. Соловьева, Е. В. Жичкина, А. Е. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития. Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений — М., 2001.- 125с.
3. Муляр Н. В., Черниговских Е. В., Кубышкина Н. Д. Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС.
4. Осипова, Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72с. ;
5. Петрущенко Н. А. ,Зенченко Н. Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. /Воспитатель ДОУ, 2009, №9.
6. Трошина С. Н. Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями. / Воспитатель ДОУ, 2010, №8.