Наталья Тархова
Использование современной технологии QR –код в работе с родителями и детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. В настоящее время актуализируется процесс поиска новых подходов к работе ДОУ с семьей и существующих форм деятельности, направленных на развитие личности ребенка. Одной из новых инновационных форм является технология QR-кодов. Что же это такое?
Публикация «Использование современной технологии QR –код в работе с родителями и детьми» размещена в разделах
- Код QR в работе педагогов, QR-коды и технологии
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
QR-код (в переводе с английского (quick response) означает «быстрый отклик») – это матричный код. QR-код – это изобретённый в Японии код в квадрате. Квадрат состоит из маленьких черных и белых квадратиков, которые содержат информацию. Такой код имеет два главных преимущества: большая вместимость информации и быстрое считывание любой камерой.
Закодировать можно:
• Интернет-адрес. QR-коды могут содержать ссылки на интернет ресурсы. Прочтение кода направит пользователя на нужный сайт, избавляя от необходимости тщательно вводить множество знаков в адресной строке браузера.
• Контактные данные. Довольно часто встречаются визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.
• Адрес электронной почты. QR-код может содержать адрес электронной почты и имя адресата.
• Текст. Этот формат пригоден для различных целей от сообщения, предоставления рекомендаций до информационной справки.
• Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
Закодированную информацию мы размещаем на сайте, в презентации, в печатном документе, на информационных стендах, в групповом пространстве.
Коды можно сохранять в виде графического изображения форматах (JPEG, PNG или TIFF, распечатать, непосредственно внедрить в публикуемый документ, послать по электронной почте, опубликовать в сети интернет.
Для раскодирования информации используются различные приложения для смартфонов (QR Code Reader, QR Scanner, Сканер QR-кодов и другие). Большинство из них находятся в свободном доступе и являются бесплатными для установки. Чтобы прочитать QR код, необходимо запустить программу на мобильном устройстве, поднести его к коду, и получить информацию, заложенную в коде.
А почему бы не привлечь внимание родителей к стендам в детском саду через способность QR-кодов в образовательном процессе?
Чтобы информировать, консультировать и знакомить родителей с событиями в группе, появилась идея создавать наглядные интерактивные плакаты с применением QR-кода, где кодируются ссылки на мультимедийные источники и ресурсы, которые содержат консультации, памятки, подбирается материал для дополнительных занятий с детьми дома по изучаемой лексической теме (литературные произведения, загадки, дидактические, пальчиковые игры и т. д., а также ссылки на познавательные и поучительные фильмы для детей, например, информационный наглядный плакат "Терроризм!", размещенный в приемной группы.
Инновационность использования QR -кода в образовательной деятельности ДОУ заключается в следующих характеристиках:
Доступность - для внедрения не требуется дополнительного и длительного обучения в использовании мобильных устройств, для решения образовательной задачи;
Универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
Компактность - необходимая информация не занимает много места, а содержится
в цифровом квадратике.
Тиражируемость - данная технология может использоваться педагогами детских
садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий.
Результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении повышается
интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.
Мы считаем, что данная тема актуальна для исследования, т. к. в жизни мы очень часто встречаем и пользуем данные кодами. И с каждым днем расширяются области их применения.
Формирование у воспитанников познавательного интереса и создание предпосылок для его дальнейшего позитивного развития важнейшие задачи любой ступени общего образования. Стремительное развитие технологий, влечет за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новой эффективной мотивации детей к познанию окружающего мира. С этими проблемами имеют дело большинство педагогов.
Описание системы работы
Тип проекта: Инновационный
Возраст: старший дошкольный возраст
Продолжительность: долгосрочный, 1 учебный год
Участники: дети, родители, воспитатели МБДОУ.
Цель проекта это обеспечение открытости образовательного процесса участникам образовательных отношений. Задачи проекта
В ходе реализации проекта мы решаем ряд задач:
-провести анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы
-создать условия для взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи;
-повысить уровень умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе работы с технологией QR – кода;
-повысить педагогическую компетентность и интерес родителей к технологии QR – кода;
-повысить уровень умений и навыков у детей дошкольного возраста в процессе работы с технологией QR – кода;
-вовлечь родителей в образовательный процесс технологии QR – кода для дошкольников.
Условия реализации проекта. Для реализации проекта необходимо наличие у родителей и воспитателей мобильного устройства (телефон или планшет) с установленной программой для сканирования QR-кодов.
Участники проекта: Дети (5-6 лет, родители, воспитатели.
Риски:
Риски проекта
Меры для минимизации
Отсутствие смартфона у родителей
Поиск новых форм взаимодействия с родителями
Отсутствие гаджета в группе
Объединение воспитанников в пары, микрогруппы, подгруппы
Низкий заряд батареи сматрфона
Поиск новых форм взаимодействия с родителями
Образовательные продукты
В ДОУ созданы условия, способствующие освоению детьми первоначальных знаний, развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а именно:
·созданы материально-технические условия для овладения детьми технологию QR – кода на этапе дошкольного детства (Картотека пение птиц, времена года);
·создана система работы по использованию технологии QR – кода, в непосредственно-образовательной деятельности детей и в свободной деятельности дошкольников;
·детско-родительский QR-квест.
Для родителей
·подготовлены консультации для родителей, информация ;
·проведен "Мастер-класс для родителей использование технологии QR-код".
Успешность педагогического взаимодействия дошкольников и педагога сегодня во многом зависит от того, насколько эффективно применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Использование QR – кода призвано заинтересовать родителей, детей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе.
Этапы реализации проекта
Этапы/
Сроки
Реализация
Исполнители
Подготовительный
Сентябрь-Ноябрь
1. Изучение материалов по изготовлению и применению QR-кодов.
2. Разработка методического материала, для всех участников реализации проекта
3. Демонстрация использования QR – кода в совместной деятельности с детьми
4. Анкетирование родителей
воспитатели
родители
Основной
Декабрь- Март
1. Для удобства ознакомления родителей с нормативными документами мы поместили коды на информационных стендах. Родители могут познакомиться с электронной версией документа в любое удобное для них время, сохранив QR код в памяти мобильного устройства.
2. Мастер - класс для родителей «Использование технологии QR-код В ДОУ»
3. Внедрение цикла QR – кода в рамках проведения тематических недель;
4. Применение современной технологии QR-кодов для формирования предпосылок образовательной деятельности, к совместной работе с взрослыми и самостоятельной деятельности;
воспитатели
родители
дети
Заключительный
Апрель-Май
1. Приобретение умений поисково-исследовательской работы у детей дошкольного возраста, для получения социального и индивидуального значимого опыта;
2. Создание банка данных по QR – кода;
3. Внедрение новых методических разработок в педагогическую работу;
4. Переход к самостоятельным творческим работам.
5. В качестве итогового мероприятия нами выбран детско-родительский QR-квест. Это интерактивная игра, когда подсказки и загадки зашифрованы в QR-кодах. Именно закодированная информация укажет направление движения, следующий пункт.
6. Анкетирование родителей
воспитатели
родители
дети
Ожидаемые результаты проекта :
В ДОУ созданы условия, способствующие освоению детьми первоначальных знаний, развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а именно:
созданы материально-технические условия для овладения детьми технологию QR – кода на этапе дошкольного детства ;
создана система работы по использованию технологии QR – кода, в непосредственно-образовательной деятельности детей и в свободной деятельности дошкольников;
подготовлены педагогические кадры, способные решать обозначенные выше задачи.
Успешность педагогического взаимодействия дошкольников и педагога сегодня во многом зависит от того, насколько эффективно применяются новые информационно-коммуникационные технологии. Использование QR – кода призвано заинтересовать родителей, детей и создать условия для их активного участия в образовательно-воспитательном процессе.
Считаем, что реализация проекта влечет за собой:
- рост качества образования;
- создание пространства для обмена информацией;
- рост мотивации дошкольников к использованию в работе с QR – кода;
- сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания, развития и обучения дошкольников, через средства QR – кода;
- рост престижа профессии педагога.
Перспектива распространения проекта. Данный проект может быть апробирован в других общеразвивающих группах, а также группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, так как учит мыслить и действовать креативно в рамках заданной теме, расширяя не только кругозор, но и формируя умения использовать QR – кода, также раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
В заключении можно отметить, что QR-код прост и удобен в использовании, а количество вариантов применения безгранично. Это эффективный метод привлечений детей к познавательной деятельности, ведь 21 век – это век высоких информационных технологий и большинство детей имеют средства, которые позволяют считать данный код в считанные секунды и получить подробную информацию об объекте изучения.
По завершении нашего проекта мы создали видеоролик, для того, перейти к просмотру можно по QR – коду.
Список литературы
1. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. Гулидова Т. В. Издательство: Учитель, 2020г.
2. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. Захарова М. А., Костина Е. В. Издательство: Школьная пресса, 2010 г.
Интернет-ресурсы
1. Абальянова Е. Е. Использование QR-кодов в индивидуальном образовательном процессе ДОУ– [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://nmcsova.ru/metod/kopilka2020/s1/abalyanova-ee-ispolzovanie-qr-kodov-v-individualnom-obrazovatelnom-processe-dou .
2. Асланова А. М. Проект «QR – код - современная технология работы с семьей»– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/proekt-qr-kod-sovremennaya-tehnologiya-raboty-s-semej-4603871.html .
3. Серебрякова Вероника Рамилевна Мастер класс «Использование QR-кодов в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/384067-master-klass-ispolzovanie-qr-kodov-v-obrazova .