Евгения Романова
Использование сенсорных коробок в работе по развитию речи с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в логопедической работе с детьми, имеющими ТНР, используются не только традиционные технологии работы.
В последнее время широкое распространение в работе по развитию речи у детей с ТНР получили так называемые "сенсорные коробки".
Публикация «Использование сенсорных коробок в работе по развитию речи с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2020
Использование сенсорных коробок относится к сенсорно-интегративному направлению логопедической работы. Теорию сенсорной интеграции разработала западный психолог, специалист по детскому развитию Джин Айрес. Данная теория разработана на основе системного подхода к функционированию мозга и позволяет понять связь обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка.
Преимущества использования сенсорных коробок в логопедической работе :
- через игру с сенсорной коробкой ребенок задействует тактильную чувствительность;
- сенсорная коробка предполагает использование мелких игрушек и других составных элементов и манипуляции с ними положительно сказываются на развитии мелкой моторики;
- возможность изготовить сенсорную коробку на любую тему, позволяет провести работу над лексической стороной речи (развитие активного и пассивного словаря);
- происходит отработка грамматических категорий во время игры с сенсорной коробкой. Можно организовать игры на словоизменение, словообразование, согласование слов и т. д. ;
- сенсорные коробки позволяют проводить игры направленные на развитие связной речи. В коробке легко развернуть любой сюжет с использованием персонажей коробки. Если персонаж один, то ребенок может взять на себя роль этого персонажа, и тогда будет происходить отработка монологической речи. В паре с педагогом или другим ребенком будем отрабатывать диалогическую речь.
Сенсорные коробки можно использовать как в индивидуальной работу с детьми, так и с группой детей. Данные игры позволяют поддерживать интерес детей к занятиям по развитию речи.
Примеры игр с сенсорными коробками :
1. Сенсорная коробка по теме "Огород. Овощи".
Для изготовления использовалось : кинетический песок, муляжи овощей большого размера, муляжи овощей маленького размера, игрушки.
Варианты игр:
1) "Расскажи какой?"
Цель: согласование имен прилагательных с именами существительными.
Расскажи какой перец, огурец, чеснок. (большой, маленький, красный, зеленый, вытянутый, сочный, горький и т. д.);
Расскажи какая тыква, картошка, морковка. (большая, маленькая, оранжевая, вытянутая, круглая и т. д)
2) "Назови ласково"
Цель: образование имен существительных с помощью суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.
картошка - картошечка;
тыква - тыковка;
морковка - морковочка;
огурец - огурчик;
перец - перчик и. т. д.
2. Сенсорная коробка по теме "Осень"
Для изготовления использовалось : основа коробки - пшено, природные материалы - листья, ветки, веточка рябины с ягодами, шишки камешки марблс, игрушки.
Варианты игр:
1)"Посчитай"
Цель: согласование числительных с именами существительными.
"Посчитай сколько шишек на лесной полянке" - "Одна шишка, две шишки, три шишки. пять шишек" и т. д. ;
2) "Чем питается зверек?"
Цель: составление простого распространенного предложения.
В лесу живет медведь. Чем питается медведь?
В лесу живет белка. Чем питается белка?
В лесу живет бобр. Чем питается бобр? и. т. д.
3. Сенсорная коробка по теме "Домашние животные и птицы"
Для изготовления использовалось : коврик "травка", кинетический песок, озеро - фетр, игрушки домашних животных и птиц, фасоль.
Варианты игр:
1) "Где животное?"
Цель: употребление предлогов.
Где кошка? - кошка сидит НА крыше;
Откуда выходит собака? - собака выходит ИЗ дома;
Где плавает утка? - утка плавает В озере. и. т. д.
2) "Накорми животное"
Цель: употребление имен существительных в дательном падеже ед. ч.
Кому дадим корм?
- корове;
- козе;
- свинье и. т. д.
4. Сенсорная коробка по теме "Животные севера".
Для изготовления использовалось : "искусственный снег" (крахмал + вода, пластилин синего цвета - океан, камешки марблс, игрушки животных.
Варианты игр:
1) "Мама и детеныш".
Цель: обогащение словарного запаса.
У белой медведицы детеныш - белый медвежонок;
У тюленя детеныш - тюлененок;
У пингвина птенец - пингвиненок.