Людмила Попова
Использование релаксационных техник в работе педагога с детьми в режиме ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование релаксационных техник в работе педагога с детьми
в режиме ДОУ.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.
Публикация «Использование релаксационных техник в работе педагога с детьми в режиме ДОУ» размещена в разделах
Первым специалистом, применившим метод релаксации в своей деятельности и разработавшим свою технику мышечной релаксации, был американский психолог Э. Джекобсон. Он доказал, что расслабление мышц снимает состояние гипервозбуждения нервной системы, помогая ей отдохнуть и восстановиться.
Принципы оздоровительной техники
1. Сознательности – нацеливает на формирование у дошкольника понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения.
2. Активности – предполагает высокую степень инициативы и творчества.
3. Систематичности и последовательности – предполагает непрерывность процесса.
4. «Не навреди!»
5. Постепенности.
6. Доступности и индивидуализации – учитывает индивидуальные особенности детей.
7. Цикличности – предполагает повторяющуюся последовательность.
8. Оздоровительной направленности- нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения.
Рекомендации по применению техники релаксации :
- Упражнения выполняются в тихой, спокойной обстановке.
- Время выполнения одного упражнения не более 3 - 4 минут.
- Релаксация включает в себя комплекс из 3 - 4 упражнений на разные группы мышц.
- Сеанс полной релаксации проводится с музыкальным сопровождением и текстом, направленным на спокойствие и восстановление сил.
- В процессе одного занятия можно использовать упражнения из разных блоков, в зависимости от направленности НОД.
- Расслабляться лучше с закрытыми глазами.
- Упражнения более продуктивны если сопровождаются музыкой.
- Во время выполнения упражнений учить детей распознавать ощущение напряжённости и расслабленности.
- Не спешить заканчивать упражнения, дать детям полежать спокойно, если им хочется.
- При использовании упражнений на расслабление отдельных частей тела учитывать предыдущий вид деятельности детей (если было рисование или аппликация, то целесообразно выполнить упражнение на расслабление мышц рук, шеи, спины).
- Выходить из состояния релаксации медленно, спокойно и только на позитиве.
Техники релаксации :
1. Мышечная релаксация – возникает за счет утомления мышц, ребенок лучше чувствует расслабление если сначала ощутит напряжение. Сильно напрягаем мышцу в течении 1 - 5 сек, а затем 5 -10 сек. концентрация на чувстве расслабления.
2. Расслабление через дыхание – техника основана на полном насыщении легких кислородом. Такие упражнения помогают тревожным и застенчивым детям справиться с волнением, позволяя устранить беспокойство.
3. Визуализация или релаксация через представления – способствует появлению состояния покоя и отдыха, снижает уровень стресса, восстанавливает силы, увеличивает запас положительной энергии.
Примерные упражнения для использования техники.
«Лимон»
Цель: снять напряжение с мышц рук.
Садимся удобно – кладем руки на колени ладонями вверх, просим представить ребенка, что в правой руке мы держим лимон, и начинаем медленно сжимать пальцы рук представляя, что мы выдавливаем сок, сжимаем до конца держим 1 -3 сек. и расслабляемся. Затем напрягаем локти, плечи, шею.
«Сдвинь камень»
Цель: снять напряжение с мышц ног.
Расположиться на полу на коврике в положении лежа, поднять ногу не высоко и представить, что нужно сдвинуть камень, напрягаем 1 -3 сек., затем расслабляем.
«Муха»
Цель: снять напряжение с мышц лица.
Удобно расположится на стуле, закрыть глаза и представить, что на лицо села муха. Задача согнать муху не используя руки, а только движениями лица.
«Тряска»
Цель: снять напряжение со всего тела, освободиться от зажимов.
Поставить ноги на ширине плеч, начинаем медленно постукивать пятками по полу. Затем увеличиваем скорость, топаем быстрее и поднимаем дробь на все тело, руки, голову.
«Дыхание под счет»
Цель: помогает справится с волнением, позволяя устранить беспокойство.
Сесть удобно, закрыть глаза, вдохнуть на четыре счета, задержать дыхание на 2 счета, выдохнуть на 4, задержать на 2 счета. Повторить 2 – 4 раза.
«Снежная баба»
Цель: расслабление всего организма.
Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.
Использование звуков природы во время релаксации :
Звуки природы – увеличивают скорость мыслительных процессов.
- Шум воды, дождя или морского прибоя напоминают ребенку о времени, когда он был в животе у мамы. Это успокаивает и расслабляет.
- Дельфины умеют лечить экстрасенсорно. Когда вы слушаете дельфинов, ЦНС немного успокаивается, а работа головного мозга наоборот активируется, это помогает справится с различного рода неврозами.
- Звуки леса благотворно влияют на эмоциональное состояние. Успокаивая и расслабляя, а так же, на сон. Повышают тонус всего организма и настроение.
Шум воды, звуки дельфинов, пение птиц – помогают уравновесить все процессы, которые постоянно происходят в организме. Регулярно прослушивая звуки природы тело и психика приходят в состояние гармонии.
Ожидаемые результаты.
При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников :
приводится в нормальное состояние психика и нервная система;
снимается внутреннее напряжение;
формируется умение управлять своими чувствами и эмоциями;
воспитывается уверенность в себе;
укрепляется физическое здоровье;
формируется красивая осанка, положительные эмоции и чувства.