Галина Журавлева
Использование речевых игр для развития личности дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение в развитии личности ребёнка имеет уровень его речевого развития. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче высказывать ему свои мысли.
Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка.
Публикация «Использование речевых игр для развития личности дошкольника» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры,
так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.
Значительную роль в обогащении и развитии словаря играют речевые игры.
Именно в речевой игре ребёнок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять и активизировать словарь.
Речевые игры формируют слуховое внимание, умение повторять звукосочетание и слова.
Важность речевых игр для развития детей трудно переоценить. Во время проведения таких игр решаются важные задачи:
• воспитание звуковой культуры речи;
• формирование грамматического строя речи;
• обогащение словарного запаса;
• развитие связной речи.
Речевые игры можно объединить в четыре основные группы:
1 группа В эту группу входят игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Что лишнее?», «Магазин», «Когда это бывает?», «Что где растёт?» и др.
2 группа Это игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож», «Кто больше заметит небылиц?», «Новоселье у матрёшек» и др.
3 группа – игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам : «Кому что нужно?», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом», «Найди такой же» и другие.
4 группа – здесь игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления, памяти: «Разложи по группам», «Бывает или не бывает», «Антонимы», «Чего не стало?» и др.
С раннего возраста дети учатся воспринимать произведения устного народного творчества: потешки, прибаутки, сказки, в которых даже самые маленькие чувствуют рифму, ритм.
В работе с детьми раннего возраста используются и произведения современных авторов (А. Барто, К. Чуковского). Стихи привлекают своей динамичностью, содержанием. Их легко иллюстрировать игрушками.
Речевые игры для детей младшего и среднего дошкольного возраста в основном направлены на развитие речи, уточнение и закрепление словаря, воспитание правильного звукопроизношения, умение считать, ориентироваться в пространстве.
Играя со словом, дети учатся понимать родной язык, осваивают
разговорную речь.
В средней группе воспитатель проводит речевые игры и упражнения, учитывая накопленные у детей знания и представления об окружающем.
Вначале воспитатель может использовать словесные игры, уже знакомые детям по младшей группе, целью которых было развитие речевой, умственной и двигательной активности, а затем уже приступать к играм с более сложным заданием.
Игры проводятся как со всей группой, так и с небольшими
подгруппами играющих. Воспитатель поощряет самостоятельные
словесные игры детей.
Подготовка к школе – один из самых важных этапов жизни будущего первоклассника.
В возрасте 5-7 лет у дошкольника стремительно развиваются основные познавательные процессы – внимание, память, мышление, речь.
В старшем дошкольном возрасте необходимо больше использовать речевые игры с другой целью : для развития самостоятельности мышления, для формирования мыслительной деятельности детей.
Речевая игра – это доступный, полезный, эффективный метод воспитания самостоятельности мышления у детей, имеющего важное значение для развития личности дошкольника.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, поэтому с введением Федерального государственного стандарта большое внимание уделяется взаимодействию дошкольного учреждения с родителями.
Важной социальной задачей, стоящей перед детским садом, является оказание помощи семье в воспитании ребёнка. В связи с этим изменяются
не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от "работы с родителями" до "сотрудничества".
В соответствии с этим родители должны быть не просто сторонними наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно.
Мы поставили целью своей работы повышение уровня речевого развития детей дошкольного возраста через организацию взаимодействия детского сада и семьи.
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности конкретными знаниями по методике развития речи детей.
На консультации "Роль родителей в развитии речи детей"
мы познакомили родителей с различными речевыми играми (игры на развитие грамматического строя, игры на развитие слоговой культуры, игры на развитие речевой культуры и т. п.).
Воспитателями создана «Копилка игр по развитию речи»,
в которой представлена подборка игр, способствующих речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
В неё вошли такие игры, как «Что на что похоже», «Вместе веселей»,
«Я знаю пять…», «Цепочка слов», «Весёлый счёт», «Исправь предложение»,
«Один – много», «Назови лишнее слово», «Назови ласково»,
«Какой? Какая?» и другие.
В заключение хотелось подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института для развития личности ребёнка.
Без родительского участия этот процесс невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому очень важным является использование современных форм в работе с родителями по формированию речевой культуры дошкольников.