Марина Капитонова
Использование развивающих игр в работе с детьми с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современный педагог должен ставить своей целью воспитание ребенка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем развития познавательных способностей.
Работая с детьми с нарушениями речи, понимаешь, что преодоление речевых нарушений напрямую связано с умственным развитием ребенка. Поэтому в своей работе мы ставим задачу не только формирование чистой и правильной речи, но и развитие познавательной активности у детей с нарушениями речи. Это возможно при использовании в работе с детьми развивающих игр.
Публикация «Использование развивающих игр в работе с детьми с нарушениями речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Мы привыкли считать, что с помощью развивающих игр развиваются психических процессы, это неоспоримо. Но, если взглянуть на эти игры по другому, то понимаешь, что они являются важным помощником педагогу в развитии речевой системы в целом.
В работе с детьми, мы используем развивающие игры по разным направлениям работы :
• Развитие мелкой моторики и дыхания
• Формирование временных понятий
• Развитие произносительной и лексико-граматической стороны речи
• Развитие фонетико-фонематического восприятия
• Обучение грамоте
Хочу поделиться опытом работы с ярким, красочным, нетрадиционным материалом, который недавно стали использовать в работе – это камешки «Марблс». Детей очень заинтересовали приготовленные карточки с картинками по лексическим темам. Например, овощи, буквы, транспорт.
Работая с данным пособием, у детей развивается мелкая моторика рук, закрепляется лексический материал. Эти игры используются на индивидуальных занятиях, где у детей эффективно и качественно автоматизируется поставленный звук. Разноцветные камешки используем для сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения. Также на индивидуальных занятиях дети выполняют массаж ладонных поверхностей камешками «Марблс». Дети выполняют упражнения с использованием нетрадиционного материала с большим удовольствием, это превращается в занимательную игру.
С камешками мы изготовили разнообразные речевые игры:
- «Проговори слова»
- «Я шагаю»
Благодаря этим играм у детей автоматизируется звук «с», «ш» в словах, развивается мелкая моторика.
Еще одним эффективным нетрадиционным материалом является кинетический песок.
Как писал К. Д. Ушинский – «самая лучшая игрушка для детей – кучка песка». Кинетический песок потрясающий развивающий материал, с ним можно придумать безграничное число игр.
Нашим детям очень нравятся игры, они развивают артикуляцию, речевое дыхание. Такие как: «Улыбка», «Заборчик».
Мелкую моторику - «Археологи».
Расширяют словарный запас, автоматизацию звуков речи, способствуют развитию лексико-граматического строя связной речи – игра «Загадки».
Готовят к обучению грамоте – «Найди буквы», «Составь слоги и слова», «Напиши на песке букву палочкой».
Проводя игры с кинетическим песком, можно добавить камешки «Марблс» и поиграть в игру «Угостим куклу тортиком», где дети изготовляют торт из песка и украшают его камешками.
Для развития дыхания используем такие игры, как «Подуй на платочек», игры с ветрячками, воздушными шарами, мыльными пузырями.
Для развития мелкой моторики родителями изготовлена игра «Божья коровка, где дети с удовольствием играют с мягкой развивающей игрушкой. Также используем игру «Шнуровка» с разнообразным материалом: деревянный, пластмассовым, тканевым.
Для формирования временных понятий нами изготовлены игры «Поезд», «Часы», «Распорядок дня», где дети различают части суток, дни недели, развивается тонкая моторика. Игры, сделанные своими руками «Репка», «Ателье», «Головы и хвосты» формируют у детей лексико-граматическую сторону речи.
У дошкольников формируется навык образования относительных прилагательных и изменения его по родам, употребление имен существительных в винительном и творительном падежах. Например, игра «Новогодняя ёлка». А в игре «Ромашки» развивают слоговую структуру слова и формируют навык деления слов на слоги, мелкую моторику.
Для развития связной речи материал собран в мнемотаблицы и мнемодорожки, сюжетные картинки.
По обучению грамоте и развитию фонематического восприятия детям очень нравится игры «Вазы и цветы», «Первоклассник». Они с удовольствием подбирают звуковые схемы к картинкам и наоборот. Также используем фабричные игры, различные лото, пазлы, шнуровки, викторина «Тысяча вопросов Почемучек», «Мои первые буквы», «Готов ли ребенок к школе», «Профессии», «Грамота».
Для формирования звукопроизношения вместе с детьми изготовили игру «Буратино-альпинист», где дети самостоятельно находили и вырезали картинки для автоматизации звука «ш».
Большую помощь в изготовлении игр и пособий оказывают родители. Много приготовлено игр на дыхание, мелкую моторику, развитие связной речи. Например, пособие «Поезд» и мягкая игрушка для развития мелкой моторики.
В перспективе, мы планируем расширять и обогащать развивающую среду в нашей группе новыми играми и пособиями, необходимыми в работе с детьми с нарушениями речи.