Елена Голубьева
Использование развивающих игр в педагогическом процессе.
Когда малыш появляется на свет и начинает осознавать действительность, первоочередная задача родителей (помимо удовлетворения его естественных потребностей) помочь ребенку в развитии. Самый легкий, приятный и безболезненный способ, как для родителей, так и для ребенка - это развивающие игры.
Восприятие.
Игра "Волшебный мешочек"
Цель: развитие тактильных ощущений.
Публикация «Использование развивающих игр в педагогическом процессе,» размещена в разделах
В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Когда малыш появляется на свет и начинает осознавать действительность первоочередная задача родителей помимо удовлетворения его естественных потребностей помочь ребенку в развитии](https://www.maam.ru/upload/blogs/4855f4e99e2c6e5f6fec2a72a0b1e06f.jpg.jpg)
Игра "Узнай по голосу"
Цель: развитие слухового восприятия.
Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирают водящего, он встаёт в центр круга. Остальные дети водят вокруг водящего хоровод и поют песенку. Он внимательно слушает, что ребята поют, и выполняет их задание. Например: Вася, ты сейчас в лесу. Мы тебя зовём: «Ау!» Ну-ка глазки закрывай, не робей. Кто зовёт тебя – узнай поскорей. Теперь, Вася, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперёд и позовёт: «Вася! Ау!» А ты попробуешь угадать, кто тебя звал. Если водящий отгадал правильно, то он займёт место ребёнка в кругу.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Самый легкий приятный и безболезненный способ как для родителей так и для ребенка это развивающие игры](https://www.maam.ru/upload/blogs/df3a4062707fd8ae638c73b559e6a50d.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Игра Волшебный мешочек Цель развитие тактильных ощущений](https://www.maam.ru/upload/blogs/129b32023c7d18d9b71e5f99be001966.jpg.jpg)
Игра "Что ты съел?"
Цель: развитие восприятия вкуса.
Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей. Ребёнок закрывает глаза, он должен определить по вкусу, чем его угостили. Усложнение первого уровня – определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, варёный, солёный и т. д.) Усложнение второго уровня – назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства которые подсказывают ему тактильные ощущения](https://www.maam.ru/upload/blogs/63ea546132170ab5190316461e7d17d4.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект](https://www.maam.ru/upload/blogs/18c28165c0638b84cbfdbd096794b645.jpg.jpg)
Игра "Узнай по запаху"
Цель: развитие чувственного восприятия, упражнение в восприятии и описании многообразии ощущений, выделении отдельных, определение анализатора, задействованного в этом виде восприятия.
Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т. д., шарфик или платок из непрозрачной ткани.
Ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой предмет ему дали в руки. Затем надо характер своих обонятельных ощущений и положить этот предмет на один из подносов по признаку «съедобное» или «несъедобное».
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Игра Узнай по голосу Цель развитие слухового восприятия](https://www.maam.ru/upload/blogs/c4d8c21ab63d9884b901e6c725ad044b.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Дети встают в круг берутся за руки](https://www.maam.ru/upload/blogs/9344c20b615b4cba73ea61f7fca07f2d.jpg.jpg)
Внимание и память.
Игра "Что изменилось?"
Цель: развитие внимания, тренировка наблюдательности.
Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий – судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. После этого участники удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм и причёску. Затем по очереди вызывают участников игры. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Выбирают водящего он встаёт в центр круга](https://www.maam.ru/upload/blogs/0da0add04f82af29d3fb7ce4949cb25a.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Остальные дети водят вокруг водящего хоровод и поют песенку](https://www.maam.ru/upload/blogs/83ee3d5fe8f710cd4b9e984c94fbcb54.jpg.jpg)
Игра "Бусинки"
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.
На головах детей шапочки с изображением бусинки красного, жёлтого или зелёного цвета (количество цветов зависит от уровня развития и возраста детей). Ведущий собирает бусинки на «ниточку», ритмично чередуя цвета. Ребёнок – водящий смотрит и запоминает порядок расположения бусинок. Потом бусинки приходят в движение (разрываются). По сигналу ведущего «Стоп!» - останавливаются. Водящий должен «собрать бусы на ниточку» так, как они были расположены первоначально. Если собрал правильно, выбирается другой водящий и игра продолжается.
Игра "Что изменилось?"
Цель: развитие зрительной памяти, сосредоточенности, дифференцированного внимания.
Материал: набор из 6 – 9 игрушек. Педагог выставляет игрушки в определённом порядке. Выбранный ребёнок запоминает этот порядок, затем отворачивается. Воспитатель меняет положение 1 – 2 игрушек; ребёнок, повернувшись, должен сказать, что изменилось. Игра проводится с каждым ребёнком. По мере усвоения можно делать большее количество изменений.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Он внимательно слушает что ребята поют и выполняет их задание](https://www.maam.ru/upload/blogs/26c8e942b3649a005d89719fe254460a.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Например Вася ты сейчас в лесу](https://www.maam.ru/upload/blogs/94a48a6185645150974a83fa543c3634.jpg.jpg)
Игра "Что я видел?"
Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, упражнение в пространственном ориентировании.
Материал: лесенка, набор игрушек (6-9). На лесенку в определённом порядке ставят игрушки. Вызванный ребёнок запоминает порядок, затем поворачивается к детям и говорит, что он видел.
Игра "Смотри в оба"
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал: поднос, разные предметы. На подносе расставляют множество самых разнообразных предметов. Детям дают немного времени, чтобы они посмотрели на поднос и запомнили как можно больше предметов. Затем поднос накрывается платком. По очереди дети стараются пересчитать предметы на подносе и каждый из них назвать. Игра заканчивается, когда дети назовут всё, что запомнили.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Мы тебя зовём Ау Ну ка глазки закрывай не робей](https://www.maam.ru/upload/blogs/0e0e802b946f49c87bb360ef74b41e72.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Кто зовёт тебя узнай поскорей](https://www.maam.ru/upload/blogs/d09e2ccf6f9bf46d0cbf116637f805ac.jpg.jpg)
Мышление.
Игра "Времена года"
Цель: развитие восприятия, внимания, мыслительных процессов.
На столах лежат маленькие картинки, которые символизируют определённое время года. Должно быть не менее 6 картинок к каждому времени года. Игру можно проводить либо с 4 детьми, либо со всей группой, разделив её на 4 подгруппы. Дети закрепляют картинки – символы вокруг больших картинок. Предварительно обговаривается, какое время года кому достанется. Выигрывает тот ребёнок или та подгруппа, которые быстро и правильно подберут все картинки.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Теперь Вася закрой глаза а тот до кого я дотронусь сделает шаг вперёд и позовёт Вася Ау А ты попробуешь угадать кто тебя звал](https://www.maam.ru/upload/blogs/66dd692f5637f82b90a665f996d2abd8.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Если водящий отгадал правильно то он займёт место ребёнка в кругу](https://www.maam.ru/upload/blogs/9ef03a085d1f1e9aafcca97ce4ed9221.jpg.jpg)
Игра "Парные картинки"
Цель: учить детей выявлять функцию объекта и заменять её на противоположную, развивать мышление.
Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции. Каждой паре детей даётся задание: выбрать пару предметов, выполняющих противоположную функцию, и назвать её.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Игра Что ты съел Цель развитие восприятия вкуса](https://www.maam.ru/upload/blogs/dcf36c9b124e0e5c3effe0aac28c3547.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Материал тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей](https://www.maam.ru/upload/blogs/e8cbaee119067e1635b24392f6bf9be2.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Ребёнок закрывает глаза он должен определить по вкусу чем его угостили](https://www.maam.ru/upload/blogs/2fb8182a1f83eedaa39ccb369dd95ee0.jpg.jpg)
Воображение.
Игра "Ожившие предметы"
Цель: учить наделять живые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками, развитие творческого воображения.
Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях.
Игра "Фантастический рассказ"
Цель: учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей, развивать творческое воображение, связную речь детей.
В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их изменённый образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку (фантастический рассказ, учитывая произведённые в сказочном герое изменения.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Усложнение первого уровня определить не только продукт но и способ его обработки сырой варёный солёный и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/34d204470ea7c0380ba44026999c3b5a.jpg.jpg)
Игра "Путаница"
Цель: развитие творческого воображения, мышления.
Детям предлагается выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить на противоположные (выросла репка маленькая – премаленькая) Предложить придумать историю о том, что потом произошло.
Наши развивающие игры помогают раскрыться, стать более общительными, внимательными к окружающим и снять собственное психическое напряжение, преодолеть страхи и комплексы. Благоприятный эффект по средствам игр достигается совершенно безболезненно и доставляет истинную радость нашим детям!