Елена Голубьева
Использование развивающих игр в педагогическом процессе.
▼ Скачать + Заказать документы
Когда малыш появляется на свет и начинает осознавать действительность, первоочередная задача родителей (помимо удовлетворения его естественных потребностей) помочь ребенку в развитии. Самый легкий, приятный и безболезненный способ, как для родителей, так и для ребенка - это развивающие игры.
Восприятие.
Игра "Волшебный мешочек"
Цель: развитие тактильных ощущений.
Публикация «Использование развивающих игр в педагогическом процессе,» размещена в разделах
В мешочек из непрозрачного материала складывается некоторое количество предметов или игрушек. Вызванный ребёнок опускает руку в мешочек, ощупывает предмет и вслух перечисляет те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения. Остальные дети по перечисленным свойствам отгадывают этот объект.
Игра "Узнай по голосу"
Цель: развитие слухового восприятия.
Дети встают в круг, берутся за руки. Выбирают водящего, он встаёт в центр круга. Остальные дети водят вокруг водящего хоровод и поют песенку. Он внимательно слушает, что ребята поют, и выполняет их задание. Например: Вася, ты сейчас в лесу. Мы тебя зовём: «Ау!» Ну-ка глазки закрывай, не робей. Кто зовёт тебя – узнай поскорей. Теперь, Вася, закрой глаза, а тот, до кого я дотронусь, сделает шаг вперёд и позовёт: «Вася! Ау!» А ты попробуешь угадать, кто тебя звал. Если водящий отгадал правильно, то он займёт место ребёнка в кругу.
Игра "Что ты съел?"
Цель: развитие восприятия вкуса.
Материал: тарелочка с нарезанными кусочками фруктов и овощей. Ребёнок закрывает глаза, он должен определить по вкусу, чем его угостили. Усложнение первого уровня – определить не только продукт, но и способ его обработки (сырой, варёный, солёный и т. д.) Усложнение второго уровня – назвать как можно больше других продуктов, вкус которых схож с тем, которым угостили.
Игра "Узнай по запаху"
Цель: развитие чувственного восприятия, упражнение в восприятии и описании многообразии ощущений, выделении отдельных, определение анализатора, задействованного в этом виде восприятия.
Материал: объекты материального мира с ярко выраженным запахом (предметы парфюмерии, пряности, овощи, фрукты и т. д., шарфик или платок из непрозрачной ткани.
Ребёнку завязывают глаза и предлагают по запаху определить, какой предмет ему дали в руки. Затем надо характер своих обонятельных ощущений и положить этот предмет на один из подносов по признаку «съедобное» или «несъедобное».
Внимание и память.
Игра "Что изменилось?"
Цель: развитие внимания, тренировка наблюдательности.
Дети становятся в одну шеренгу по росту. Водящий – судья вызывает двух детей, ставит их лицом к шеренге и предлагает запомнить внешний вид каждого участника игры. После этого участники удаляются в другую комнату. По указанию взрослого дети, стоящие в шеренге, вносят мелкие изменения в костюм и причёску. Затем по очереди вызывают участников игры. Каждый должен назвать те изменения в костюмах товарищей, которые ему удалось заметить. Побеждает тот, кто обнаружил больше различий.
Игра "Бусинки"
Цель: развитие зрительной памяти, внимания, цветовосприятия.
На головах детей шапочки с изображением бусинки красного, жёлтого или зелёного цвета (количество цветов зависит от уровня развития и возраста детей). Ведущий собирает бусинки на «ниточку», ритмично чередуя цвета. Ребёнок – водящий смотрит и запоминает порядок расположения бусинок. Потом бусинки приходят в движение (разрываются). По сигналу ведущего «Стоп!» - останавливаются. Водящий должен «собрать бусы на ниточку» так, как они были расположены первоначально. Если собрал правильно, выбирается другой водящий и игра продолжается.
Игра "Что изменилось?"
Цель: развитие зрительной памяти, сосредоточенности, дифференцированного внимания.
Материал: набор из 6 – 9 игрушек. Педагог выставляет игрушки в определённом порядке. Выбранный ребёнок запоминает этот порядок, затем отворачивается. Воспитатель меняет положение 1 – 2 игрушек; ребёнок, повернувшись, должен сказать, что изменилось. Игра проводится с каждым ребёнком. По мере усвоения можно делать большее количество изменений.
Игра "Что я видел?"
Цель: развитие зрительной памяти, произвольного внимания, упражнение в пространственном ориентировании.
Материал: лесенка, набор игрушек (6-9). На лесенку в определённом порядке ставят игрушки. Вызванный ребёнок запоминает порядок, затем поворачивается к детям и говорит, что он видел.
Игра "Смотри в оба"
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал: поднос, разные предметы. На подносе расставляют множество самых разнообразных предметов. Детям дают немного времени, чтобы они посмотрели на поднос и запомнили как можно больше предметов. Затем поднос накрывается платком. По очереди дети стараются пересчитать предметы на подносе и каждый из них назвать. Игра заканчивается, когда дети назовут всё, что запомнили.
Мышление.
Игра "Времена года"
Цель: развитие восприятия, внимания, мыслительных процессов.
На столах лежат маленькие картинки, которые символизируют определённое время года. Должно быть не менее 6 картинок к каждому времени года. Игру можно проводить либо с 4 детьми, либо со всей группой, разделив её на 4 подгруппы. Дети закрепляют картинки – символы вокруг больших картинок. Предварительно обговаривается, какое время года кому достанется. Выигрывает тот ребёнок или та подгруппа, которые быстро и правильно подберут все картинки.
Игра "Парные картинки"
Цель: учить детей выявлять функцию объекта и заменять её на противоположную, развивать мышление.
Воспитатель подбирает картинки с изображением предметов, выполняющих противоположные функции. Каждой паре детей даётся задание: выбрать пару предметов, выполняющих противоположную функцию, и назвать её.
Воображение.
Игра "Ожившие предметы"
Цель: учить наделять живые предметы человеческими чувствами, мыслями, поступками, развитие творческого воображения.
Воспитатель предлагает ситуацию. Дети выбирают в ней объект для обсуждения. Воспитатель предлагает определить его характер, рассказать о его возможных поступках и мыслях.
Игра "Фантастический рассказ"
Цель: учить создавать новый сюжет сказки, видоизменяя привычную атрибутику персонажей, развивать творческое воображение, связную речь детей.
В начале игры обсудить отдельных сказочных героев и их атрибутику. Обдумать и предсказать их изменённый образ жизни в связи с потерей этой атрибутики. Дети составляют сказку (фантастический рассказ, учитывая произведённые в сказочном герое изменения.
Игра "Путаница"
Цель: развитие творческого воображения, мышления.
Детям предлагается выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры или заменить на противоположные (выросла репка маленькая – премаленькая) Предложить придумать историю о том, что потом произошло.
Наши развивающие игры помогают раскрыться, стать более общительными, внимательными к окружающим и снять собственное психическое напряжение, преодолеть страхи и комплексы. Благоприятный эффект по средствам игр достигается совершенно безболезненно и доставляет истинную радость нашим детям!