Светлана
Использование развивающих игр с палочками Джоржа Кюизенера в работе с детьми 4 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Использование развивающих игр с палочками Джоржа Кюизенера в работе с детьми 4 года жизни.
Выбранная тема является особо актуальной, поскольку одной из важнейших целей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Использование развивающих игр с палочками Джоржа Кюизенера в работе с детьми 4 года жизни» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Младшая группа
- Палочки Кюизенера
- Средняя группа
- Темочки
С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) изменились требования к организации педагогического процесса, предполагающего реализации современных, в том числе интерактивных, форм и методов обучения, применение современных образовательных технологий, учитывающих особенности детского развития и обеспечение успешного овладения дошкольниками знаний, умений и навыков, необходимых для успешного начала школьного периода детства.
Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Одно из средств реализации современного обучения – это развивающие игры с палочками Кюизенера.
Палочки Кюизенера широко применяются в детских садах разных стран. Нашим отечественным педагогам тоже они знакомы, но в практической работе с детьми используются недостаточно
В работе выделены :
Объект исследования
Палочки Джоржа Кюизенера
Предмет исследования
Развивающие игры с палочками Джоржа Кюизенера
Цель исследования
Выявление особенностей развивающих игр с палочками Джоржа Кюизенера с детьми 4 года жизни
Задачи исследования
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «развивающая игра с палочками Джоржа Кюизенера с детьми 4 года жизни и ее особенности»
2. Обосновать значение развивающих игр с палочками Джоржа Кюизенера
3. Выявить многообразие развивающих игр с палочками Джоржа Кюизенера с детьми 4 года жизни
4. Раскрыть методику проведения развивающих игр с палочками Джоржа Кюизенера с детьми 4 года жизни
Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев)
Игровая технология обучения — это форма организации учебного процесса, основанная на преобразовании ситуаций, в том числе социального жизненного опыта, в заданные условия.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений.
Палочки Кюизенера – это набор счетных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", " цветными линеечками". В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Разработал Кюизенер палочки так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Набор Кюизенера — это множество, с его помощью детям легко продемонстрировать отношения порядка и эквивалентности. Здесь скрыты самые разные математические ситуации. Поскольку число в комплекте моделируется из цвета и величины, то и в мышлении ребёнка начинают формироваться абстрактные понятия. И это является закономерным следствием его самостоятельных практических действий. Ребята осваивают количественный и порядковый счёт.
Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Числовые фигуры; количественный состав числа из единиц и меньших чисел – эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада.
Эффективное применение палочек Джоржа Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами (например, с логическими блоками, а также и самостоятельно.
Палочки Кюизенера, как дидактическое средство, в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным особенностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии.
С помощью цветных палочек, детей легко подвести к осознанию соотношений «больше – меньше», «больше – меньше на …». Научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в заполнении числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др. В результате работы с цветными палочками развивается логическое мышление, умение ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве.
При помощи палочек Кюизенера можно создавать предметы, животных, игрушки, все то, что ежедневно окружает ребенка, хорошо ему знакомо и не вызовет трудностей в конструировании при помощи палочек. Использование данного дидактического набора позволяет не только развивать воображение, но и творчески мыслить, рационально оценивать реальные предметы и аккуратно воспроизводить итоговый результат.
В процессе использования палочек Кюизенера есть свои плюсы и минусы.
К положительным стоит отнести следующие моменты:
· возможность использовать дидактический материал с детьми разного возраста, меняя задания и усложняя их по необходимости;
· наличие большого количества схем, сценариев игр, альбомов, которые помогут легко освоить методику и научить ребенка математике;
· помимо работы над математикой, ребенок развивает мелкую моторику, воображение, пространственное и зрительное восприятие;
· благодаря разнообразию палочек ребенок может более полно ознакомиться с формами и цветами предметов.
Наличие такого количества положительных моментов позволяет утверждать, что Кюизенеру удалось найти наиболее оптимальное решение того, как быстро и интересно обучить детей математике.
Из недостатков можно выделить лишь тот факт, что работа со счетными палочками должна проводиться постоянно и системно, иначе добиться желаемого результата не получится.
В работе с палочками можно выделить 2 основных этапа:
Начальный (ознакомительный) выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.
Обучающий используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.
Работу с палочками Кюизенера можно проводить в разных направлениях:
1. Знакомство с цветом
2. Знакомство с мерами длины
3. Знакомство с множеством
4. Мелкая моторика и конструирование
5. Ориентировка в пространстве
6. Последовательности
7. Выполнение заданий по образцу
8. Творческие задания
9. Цифры и счет
10. Группировка по разным признакам
(примеры игр в презентации)
Весь комплекс игр и упражнений– это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок должен встать. Если какую-то из них он пропустит, то подняться на следующую ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро бежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже перерос – и пусть бежит дальше. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится. Здесь надо будет ему помочь. В связи с этим у меня возникает еще больший интерес к данной технологии.