Татьяна Матвиенко
Использование различных методических приемов для развития речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
начале года, проведя диагностику, анализируя результаты реальной ситуации в аспекте речевого развития своих дошкольников, я выявила следующие недостатки:
1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Публикация «Использование различных методических приемов для развития речи детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. По результатам мониторинга, проведённого в начале учебного года в августе 2013 г, 61% детей нашей группы затрудняются называть обобщающие слова, вести диалог с педагогом, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа («жеребенки», «теленки»)не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже.
3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.
Это не может не беспокоить как воспитателей, так и родителей, так как речевое развитие – это целостное развитие всей личности ребёнка.
Проанализировав эту ситуацию, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.
И ещё одной из проблем для современного дошкольника является огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно. Это реальность, в которой оказываются наши дети. В связи с этим, актуальным становится необходимость совершенствования современных методов и приёмов, использование более эффективных научно-обоснованных путей развития речи у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов является метод Мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.
Мнемотехнику можно использовать практически во всех видах деятельности, т. к. она многофункциональна. На основе мнемотехники мною созданы дидактические игры: «Кто спрятался?», «Угадай предмет», «Расскажи кукле сказку» и др. Очень полезно использовать мнемотаблицы для описания сезонных явлений. «Времена года»
В процессе работы у детей появился ярко выраженный интерес к мнемотаблицам. После развивающей деятельности с использованием мнемотаблиц, дети к концу первого года обучения могут составлять коротенькие рассказы, сказки, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета с небольшой помощью воспитателя. Самым продуктивным является этап самостоятельного использования мнемотаблиц, когда дети в самостоятельной деятельности рассказывают знакомые произведения или придумывают свои рассказы.
Очень привлекают детей настольные речевые дидактические игры: «Найди пару», «Так ли это звучит» - эти игры требуют небольшого количества участников и позволяют уделить внимание каждому ребенку. Большой интерес у детей вызывают дидактические игры «Что изменилось?», «Поручения», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Что, зачем и почему…» - в этой игре дети по очереди рассказывают что видели, что делали…»
Очень привлекают детей настольные, развивающие речевые дидактические игры: «Найди пару», «Так ли это звучит» - эти игры требуют небольшого количества участников и позволяют уделить внимание каждому ребенку. Большой интерес у детей вызывают дидактические игры «Что изменилось?», «Поручения», «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Вспомни случай» - в этой игре дети по очереди рассказывают что видели, что делали…»
«Речевая ромашка», В данной игре в середине круга - символ съемный, он крепится или на двойной скотч или на липучку, картинки тоже могут заменяться. Пособие динамичное и может использоваться по всем лексическим темам. Символ в середине круга ориентирует детей, какое задание надо выполнить. В первом дидактическом круге - в середине трава, надо прищепками отметить травоядное животное (это будет корова, коза, лошадь)Если бы в середине был символ- лес, надо прищепками отметить лесных зверей.
Очень интересен на занятиях метод Кольца Луллия. 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это что-то в виде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее в детском саду. «НАЙДИ, ГДЕ ЖИВЕТ», «КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ?», «НАЗОВИ ДЕТЕНЫША», «С ЧЬЕЙ ВЕТКИ ДЕТКИ?», «ПОДБЕРИ МЕСТО ОБИТАНИЯ», «ЧЕЙ НОС, ЧЕЙ ХВОСТ»
5 лет – самый подходящий возраст, чтобы начинать читать сказки с продолжением, по 1-2 главы, так перед началом очередного чтения обязательно вспоминаем, что происходило с героями до этого. Такой прием позволяет не только активизировать речевые способности, но и развивать память. Можно также предлагать малышу самому придумывать финалы различных коротких историй, это разовьет его фантазию и творческие спо-собности. Ребенка увлекает идея придумывания историй, поэтому использу-ем набор для кукольного театра и предлагаем ему вместе придумывать и ин-сценировать небольшие сказки, к примеру, для приходящего с работы папы или гостей в выходные.
При обучении созданию «сказочного» текста предлагаются следующие задания: Сказка, у которой три концовки. Прослушав начало сказки и ее три концовки, дети выбирают окончание сказки и доказывают свой выбор.
Переделаем сказку. Даются опорные слова: например, петушок, курочки, цыплятки, дед, баба, двор, лиса. Сначала дети вспоминают, какую сказку напоминают слова, какие слова лишние. На основе лишних слов нужно придумать новые интересные действия в известной сказке.
Сказочные истории. Дети придумывают по воображению, заданию педагога, личным наблюдениям.
Результатом своей работы по использованию различных методических приемов для развития речи детей среднего дошкольного возраста, считаю положительную динамику данных мониторинга. Практически все дети группы понимают обобщающие слова, различают и называют существенные детали и части предметов, дети отчётливо произносят слова, 80% детей умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Теперь мои воспитанники с интересом могут рассказать о какой-либо из своих игрушек. Они охотно инсценируют отрывки из знакомых сказок, а так же наблюдается интерес к заучиванию стихов и фольклорных произведений, расширяется круг знаний об окружающем мире. Дети преодолели робость, застенчивость, появилась уверенность, развивается коммуникативная речь. Достаточно хороший уровень развития речи помогает общению, облегчает процесс социализации. Итак, в течение года формирование словаря детей повысилось на 38%, связная речь улучшилась у 31% детей, а грамматический строй речи на 49%. В целом, результаты мониторинга образовательной области «Коммуникация» улучшились у 33% детей моей группы.