Воронина В
Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воронина Вероника Викторовна
Воспитатель
ГБДОУ детский сад №6
Калининского района г. Санкт-Петербурга
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952, американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики. Продолжил эту тему профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965, который разработал «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с педагогом выполняют собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь таким образом, в реальную деятельность, они овладевали новыми знаниями. Знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе деятельности. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует то, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и деятельностным подходами; интеграцией знаний, социальным воспитанием, совместным творческим созиданием и др. Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, с обязательной презентацией этих результатов. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать свою нужность, а значит, появится уверенность в своих силах. Задачи, которые педагог ставит перед своими воспитанниками при выборе и реализации проекта, нужно соизмерять с возможностями каждого возраста. Для младшего дошкольного возраста они будут одни, а для среднего или старшего дошкольного возраста — другие. Ведущий вид деятельности дошкольников – игра. Начиная с младшего возраста используются ролево- игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его. Педагог должен помочь ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на оптимальный отрезок времени. Использование проектного метода в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребёнка. Участвуя в проекте, он ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Учится планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения. Проектная деятельность способствует развитию творческой активности и, конечно, благоприятных межличностных отношений в группе детей. Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение, позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка. Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы. Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Внедрение метода проектной деятельности позволяет изменить стиль работы с детьми : повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникает желание решить её. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность. Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений, формирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников, интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Задачи развития детей в проектной деятельности : 1. Развитие познавательных способностей: познакомить с явлениями природы, представителями растительного и, связанного с ним, животного мира, устанавливать взаимосвязи в природе, формировать систему элементарных научно-экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника. 2. Активизировать интеллектуально – познавательную деятельность и творческое самовыражение. 3. Воспитывать интерес и любовь к природе, растительному и животному миру, формировать первоначальные представления о сезонных изменениях в жизни растений и животных. 4. Развивать у детей коммуникативные навыки. 5. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс. В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам: по продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели, средней продолжительности и долгосрочные (на учебный год). По составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные) По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов. В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов : Исследовательско– творческий: Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна. Проекты этого типа предполагают проверку некого предположения/ гипотезы с использованием наблюдений или экспериментов. Ролево– игровые: С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. Как правило, дошкольники активно включаются в такие проекты и охотно исполняют роли. Информационно-практико-ориентированные: Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. Воспитанники, выполняющие проект, работают на достижение социально значимого результата: благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней. Творческие: Такие проекты, как правило, после их реализации представляются как итоговое мероприятие: выставка работ (рисунки, лепка, аппликация и т. п., развлечения или детский праздник, например, концерт для мам. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектами в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей. Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых. Основной целью проектного метода в дошкольном образовании является развитие творческой личности ребенка Общие задачи развития для каждого возраста : Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие познавательных способностей и коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и мышления. Задачи развития в младшем дошкольном возрасте :
Публикация «Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию при ведущей роли педагога; активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Основные этапы работы над любым проектом : 1. Проблематизация: Проблема должна быть актуальной и интересной для всех участников проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям. 2. Целеполагание: Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Цель должна быть актуальна и посильна прежде всего для ребенка либо участников проекта (родители) .3. Планирование: воспитатель координирует эту деятельность. 4. Реализация плана: Непосредственная реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт (материальный – поделки, плакаты, картины и т. д. ; действенный – спектакли, игры, экскурсии, соревнования и т. д. ; письменный – сказки, стихи, рассказы) .5. Презентация: Представление проектного продукта происходит в виде презентации. 6. Рефлексия: Этап осмысления, осознание способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. 7. Портфолио проекта : Включает в себя:- паспорт проекта;- планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом) ;- промежуточные отчеты группы;- собранная информация по теме;- результаты исследования;- материалы для презентации. Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволил определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития. Младший дошкольный возраст : задачи обучения: пробуждать интерес к предлагаемой деятельности; приобщать детей к процессу познания; формировать различные представления; привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты; побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию. Совершенствование психических процессов: формирование эмоциональной заинтересованности; знакомство с предметами и действиями с ними; развитие мышления и воображения; речевое развитие. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков : осознание поставленной цели; овладение различными способами решения поставленных задач; способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте; поиск различных средств достижения цели. Метод проектов в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей. привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность :они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения;— развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста. В современной педагогике проектная деятельность в работе с дошкольниками – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занимает достойное место в системе дошкольного образования. Метод проектов актуален и эффективен, он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.