Марина Борсякова
Использование проектной деятельности в ДОУ как средство развития креативного мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников МБДОУ. Одной из причин кризиса дошкольного образования считаются устаревшие формы, технологии воспитания, обучения и развития. Традиционные методики, технологии стали утрачивать свою эффективность. Стало очевидным, что выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта к качеству дошкольного образования оказалось невозможно без освоения современных образовательных технологий.
Публикация «Использование проектной деятельности в ДОУ как средство развития креативного мышления дошкольников» размещена в разделах
Внедрение в учебный процесс инновационных технологий, отвечающих современным требованиям и стандартам, помогает создать условия для повышения качества знаний, умений и навыков детей. Одним из инновационных направлений является проектная деятельность. Проектный метод обучения является инновационным для ДОУ. Он направлен на развитие личности ребенка, а также его познавательных и творческих способностей. Современные дошкольники хотят получать ответы на вопросы, не прилагая больших усилий. Воспитатель в таком случае должен помочь ребенку научить его думать, открыть весь его творческий потенциал, а от этого зависит, от правильно подобранных методов обучения и воспитания. Данный метод помогает ребенку получить социальный опыт в реализации своих замыслов.
Проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут проявить свои способности при принятии решения и нести ответственность за свой выбор, за результат труда, за свой продукт. Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком совместно с педагогом. Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает ответы на вопросы. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. Реализация проектов в ДОУ способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса.
Проекты различаются :
• по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;
• по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;
• по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;
• по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.
Учебные проекты можно классифицировать следующим образом:
1. «Игровые» - занятия, которые проводятся в группе в форме игры, танцев, увлекательных развлечений.
2. «Экскурсионные» - проекты, целью которых является всестороннее и многогранное изучение окружающего мира и социума.
Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогов из других ДОУ и работая с проектной деятельностью уже несколько лет, можно сделать следующие выводы:
1. Проектная деятельность предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей;
2. Проектную деятельность можно использовать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ;
3. Проектная деятельность способствует повышению самооценки ребёнка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс проектной деятельности способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс открытым для активного участия родителей и других членов семьи. Метод проектной деятельности, включенный в образовательную систему ДОУ, становится инструментом саморазвития ребенка и его познавательных способностей, помогает научиться коллективной работе, способствует развитию креативного мышления и мировоззрения.