Татьяна Бондаренко
Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи является одной из первостепенных задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Самые значительные речевые изменения происходят в дошкольном возрасте. В этот период формируется словарный запас, меняется фонетическая и лексическая стороны речи. Основная цель речевого развития ДОУ— это формирование у ребенка устной речи, а также навыков речевого общения с окружающими его взрослыми и сверстниками. Речевое развитие предусматривает решение следующих задач:
Публикация «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
– развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
– развитие интонационной и звуковой культуры речи, фонематического слуха;
– обогащение словаря;
– овладение речью как средством общения ;
– формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
– знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
Для реализации задач педагогу необходимо использовать педагогические технологии, которые способствуют эффективному усвоению дошкольниками необходимых речевых умений и навыков.
Одна из таких технологий - мнемотехника. «Мнемотехника» от греческого «mnemonikon»- «искусство запоминания". Идея мнемотехники заключается в том, что на каждое словосочетание или слово придумывается определенная картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Так можно «записать» любой текст, сказку, стихотворение. Глядя на такие картинки-схемы, ребенок, сможет воспроизвести любую полученную информацию (например, пересказать рассказ, рассказать сказку, выучить стихотворение). Таким образом, схемы представляют собой зрительный план, который служит ребенку помощником в воспроизведении услышанного. Такие схемы называются мнемотаблицами. «Мнемотехника» строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов/ отдельных карточек с изображением предмета/.Затем переходим к мнемодорожкам/ несколько схематичных рисунков/.Дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, то есть составляют предложения. Следующая ступень - это мнемотаблицы/схема, состоящая из нескольких мнемоквадратов, в которую заложена,например, содержание сказки или стихотворения
На начальном этапе работы мнемотаблицы составляются воспитателем или родителями, а затем можно подключить и самого ребенка. Это поможет развитию памяти, фантазии, визуализации образов. Изготовления картинок простое и не требующее художественных способностей занятие —нарисовать символические изображения предметов
Мнемотаблицы может быть нарисована как от руки,так и составлена из картинок. Главное условие - учитывать возраст детей, для которых создаются мнемотаблицы. Например, для воспитанников младшего дошкольного возраста они могут быть цветными. Для старших дошкольников лучше рисовать в одном цвете, чтобы дети обращали внимание на то, что на ней изображено, какую информацию она несет. При создании мнемотаблицы, необходимо учитывать количество клеток, которые они содержат. Для младших дошкольников их число должно составлять от четырех до девяти, а для старших — от девяти до шестнадцати. Важно, что само изображение должно отображать образ предмета и быть хорошо знакомо и понятно детям. Мнемотаблицы на занятиях по развитию речи могут быть использованы в процессе обучения составлению описательных рассказов, при пересказе произведений художественной литературы, а также при заучивании стихотворений, пословиц. Схемы помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения содержания литературных произведений. Большую роль они также играют и в обогащении словарного запаса дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование в работе технологии «Мнемотехника» играет важную роль в развитии речи детей. Мнемотаблицы способствуют развитию связной речи, обогащению словаря, памяти и мышления, помогают повысить результативность занятий по развитию речи, содействуют формированию интереса детей к составлению рассказов и являются доступным средством познания окружающего мира.
Не зря К. Д. Ушинский говорил:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».