Линара Муратова
Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ
▼ Скачать +Заказ
Тема: Использование палочек Кюизенера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, формирование элементарных математических представлений на основе чувственного сенсорного опыта.
Цели:
развитие логического мышления в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами.
Задачи:
- формирование представлений о сенсорных понятиях, таких как цвет, размер, форма, величина;
Публикация «Использование палочек Кюизинера в дошкольном образовании с целью ФЭМП у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- обучение детей решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации.
Образовательные :
- закрепить порядковый и обратный счёт в пределах 5;
- закреплять умение находить соседей заданного числа;
- закрепить представления о составе чисел 5;
- закрепить умение работать с палочками Кюизенера, подбирать палочки нужного размера, цвета, распределять их в пространстве с помощью заданного образца, формировать элементарные навыки по композиции.
Развивающие:
- развивать умение детей отвечать на поставленные вопросы полными предложениями, активизировать речь детей;
- формировать зрительную память детей;
- развивать эстетическое восприятие детей через наглядный материал;
- развивать память и внимание;
- развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развивать и укреплять мелкие мышцы рук;
- развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагогов.
Ход занятия
1. Подготовительный этап. Снятие напряжения, подготовка к работе. Массаж специальными шариками «Су-Джок». Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек. Прокатывая шарик между ладошками, дети стимулируют эти точки.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Воспитанник повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом. Повторяем несколько раз до появления тепла и покраснения ладошек.
В работе с палочками Кюизенера выделяют несколько этапов.
I этап Ознакомление с палочками (пускай ребенок возьмет их в руки и рассмотрит. Такое простое задание само по себе полезно: оно развивает мелкую моторику и зрительное восприятие. Чуть освоение сравнений и понятия части и целого. позже действия можно дополнить комментариями: это палочка красная, она длинная, а это палочка белая, она короткая)
Освоение сравнений и понятия части и целого.
- Разложить палочки по длине и цвету.
- Попросить воспитанника положить столько же палочек и такого же цвета, как у вас.
- Выложить несколько палочек в ряд, дайте пару секунд, чтобы ребенок их запомнил. Попросите его отвернуться — и уберите из ряда одну палочку. Воспитанник должен догадаться, какая палочка пропала.
- Перемешать все палочки Кюизенера. Попросить ребенка разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
- Выложить фигуру и попросите ребенка сделать такую же.
- Попросить воспитанника выбрать из набора самую короткую и самую длинную палочки.
Разминка. Упражнение «Фонарики»
II этап - математический
- Возьмите палочку желтого цвета, обозначающую число 5. Сколько белых палочек в нее помещается и соответственно какую часть составляет белая палочка от желтого?
- Возьми несколько белых палочек и придвинь их близко друг к другу в ряд. Найди аналог в наборе.
- Вы называете число -ребенок находит палочку соответствующего цвета. Вначале числа можно называть по порядку, далее -задача усложняется, числа идут вразбивку.
- Возьми самую короткую палочку. Какого она цвета? Белая палочка -это единица, число «один».
- из желтых палочек составить квадрат, треугольник и ромб, рядом из красных палочек составить квадрат, треугольник и ромб. Сравнить какие фигуры больше, почему?
Игра «Твой любимый цветок»
Описание: Предлагаем каждому воспитаннику карточки со схемой цветка на выбор и делаем из палочек любимый цветок.
Вопросы:
– Как называется цветок?
– Сколько палочек использовано в изображении цветка?
– Какого цвета палочки пошли на цветок?
– Расскажи о своем цветке. Какой он? Кому бы ты хотел его подарить?
Благодаря набору палочек Кюизенера есть возможность всесторонне развить личность, при этом сформировав стойкий интерес к точным наукам, а также сделать занятия познавательными и нестандартными. Дети, которые занимаются по данной методике, становятся более сдержанными, усидчивыми, наблюдательными и терпеливыми.
Занятия с данным дидактическим набором позволяют ребенку включить воображение, найти решение задачи нестандартным путем, тренируя при этом не только мозг, но и мелкую моторику рук.