Наталья Протянова
Использование палочек Кюизенера в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование палочек Кюизенера в работе с детьми с ОВЗ
Составил педагог-психолог ГБОУ СОШ с. Хворостянка Протянова Н. В.
Наряду с традиционными методами работы с детьми с ОВЗ, я, как педагог-психолог, использую новые образовательные технологии для повышения эффективности образовательного процесса. Использование инновационных технологий повышает интерес к занятиям и способствует лучшему усвоению материала. К одной из таких инновационных технологий относятся палочки Кюизенера.
Публикация «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Автором палочек является бельгийский математик Джорж Кюизенер, именем которого они и были названы. Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные пластмассовые брусочки (призмы) разной длины.
В чем заключается методика Кюизенера?
С помощью счетных палочек Кюизенера дети с удовольствием приобретают основы логического мышления, тренируют память, развивают внимание и восприятие. Помимо развития познавательных процессов дети познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет, развивают пространственное представление, формируют конструктивные и личностные навыки. Вследствие незрелости развития моторных функций у детей с ОВЗ наблюдается скованность пальцев и кистей рук. Использование цветных палочек благоприятно воздействует на движение пальцев, что, в свою очередь, способствует развитию речевого аппарата ребенка.
Как работать с палочками Кюизенера?
Существует множество вариантов упражнений для работы с палочками. Все задания можно распределить по блокам:
1. Задания на ознакомление с палочками.
• найди и покажи такую же палочку, как у меня;
• найди самую длину или короткую палочку;
• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
• выложи палочки по схеме : красная, желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну, спросив, палочки какого цвета не хватает;
• пройдись пальцами по лесенке вверх, называя через ступеньку цвета палочек, а потом вниз, называя цвет уже каждой палочки. Предложите малышу сделать лесенку из палочек преимущественно бордового, оранжевого и фиолетового цветов. Затем усложните задачу – нужно вставить в готовую лесенку синюю и черную палочку. Также можно предложить построить лесенку по цвету, ориентируясь на слова в стихотворении:
Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,
Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,
Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,
Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
3. Задания на измерение.
• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и попросите ребенка заполнить пробелы.
4. Задания на построение.
• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
5. Задания на состав числа.
• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
6. Логические задания с палочками.
• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с черной.
Цветные палочки Кюизенера, являются одной из современных технологий и легко вписываются в систему подготовки детей с ОВЗ к школе. Дети с интересом выполняют игровые задания с палочками в альбомах «Дом с колокольчиком», «На золотом крыльце», «Посудная лавка». Красочные иллюстрации в альбомах позволяют значительно повысить интерес детей к дидактическому материалу и вызывают желание справиться с заданием.
Для детей с ОВЗ цветные палочки - всего лишь яркий игровой материал. Задания с этим материалом предлагаются детям в игровой форме: построить из цветных палочек поезд для путешествия (два поезда одинаковой длины, поезд из заданного количества вагонов, из вагонов определенного цвета и т. д.); создать из логических блоков силуэт матрешки, собачки, паровоза. Задания могут быть в форме соревнования: кто быстрее составит дорожку из красных блоков? Кто быстрее поможет палочкам - «муравьям» вернуться в свой домик? В играх с палочками ребенку следует предоставлять возможность проявления самостоятельности в поиске решения или ответа на поставленный вопрос, учить выдвигать предположения и их проверять, осуществлять практические и мысленные пробы. Помощь ребенку лучше оказывать в косвенной форме, предлагая подумать еще раз, но по-другому, попробовать выполнить задание, одобряя правильные действия и суждения.
Таким образом, использование учебно-дидактических интересных и инновационных пособий в организованной образовательной деятельности позволяет нам, педагогам, осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку с ОВЗ, а это является основополагающим принципом коррекционного воспитания и обучения.