Елена Журкина
Использование пальчиковых игр и дыхательных упражнений учителем-логопедом для профилактики заболеваний
▼ Скачать + Заказать документы
Контроль над состоянием здоровья детей - основа всей профилактической, оздоровительной и воспитательно- образовательной работы в детском саду.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи, наш детский сад не исключение. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.
Публикация «Использование пальчиковых игр и дыхательных упражнений учителем-логопедом для профилактики заболеваний» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Логопедические игры
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.
Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движением. Это могут быть подвижные, пальчиковые игры, игровой массаж, дыхательные упражнения, что способствует не только формированию правильного речевого дыхания, обогащению словарного запаса, формированию лексико-грамматического строя речи, коррекции речевых расстройств, но и профилактике заболеваний ЛОР – органов, так как дыхательные упражнения улучшают деятельность дыхательной мускулатуры, усиливают обменные и восстановительные процессы организма в целом.
При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:
• Заниматься только в проветренном помещении, до еды.
• Не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп проведения упражнений. При недомогании лучше отложить занятие.
• Не заставлять ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова. После каждого упражнения давать ребёнку отдохнуть.
• Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею, ощущал движение диафрагмы, межреберных мышц, мышцы нижней части живота. Следить, чтобы щеки не надувались.
• Движения необходимо производить плавно, под счет. Медленно.
• Нужно сочетать дыхательные упражнения с голосовыми
упражнениями и артикуляционной гимнастикой.
Полезны дыхательные упражнения и игры :
— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.
Организму ребенка дыхательная гимнастика помогает расти и развиваться максимально здоровым, а в зрелом и пожилом возрасте тормозит процессы старения.
«Чем умнее рука, тем умнее малыш»
Учеными установлено, что развитие тонких движений пальцев руки напрямую связано с развитием больших полушарий головного мозга, а значит, чем точнее и тоньше движение руки, тем лучше развивается мозг и формируется речь. Объясняется это тем, что речевые зоны коры головного мозга, отвечающие за речь, соседствуют с зонами, ответственными за мелкую (пальчиковую) моторику. Поэтому воздействуя и развивая мелкий, пальцевый праксис, мы стимулируем речевое и умственное развитие ребёнка.
Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большой представительство в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.
Конечно, чтобы развивать мелкую моторику, можно и нужно выполнять такие упражнения, как собирание мозаики, выкладывание узоров из пуговиц, игры с прищепками, перебирание различных круп (например, разобрать перемешанные фасоль и горох в разные пузырьки, рекомендуются занятия с пластилином, солёным тестом, бумагой, природными материалами, нитками, конструирование, разные виды шнуровки. Но такое занятие не заставляет ребёнка координировать движения пальцев под стихотворный ритм, связанный с сюжетом. А вот упражнения для пальчиков под сюжетный текст, кроме развития мелкой моторики, решают ещё и задачу развития пространственной координации и межполушарных взаимодействий. Ещё лучше, если такая гимнастика будет проводиться под музыку.
Психологи утверждают, что дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, начинают говорить на 2 месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в эти игры не играют. Более ТОО, они рекомендуют начинать тренировки пальцев рук малыша в возрасте 2-3 месяцев, используя элементы массажа : поглаживание, растирание, пощипывание.
Достоинства пальчиковых игр велики. Они развивают внимание, память, речь и воображение, улучшают слух и зрение, повышают работоспособность, готовят руку к рисованию и письму, учат основным элементарным умениям и навыкам.
Важное условие – каждое упражнение для пальчиков необходимо сначала не спеша разучить с ребёнком, если не получается - подсказать, сложить его пальчики нужным образом, и только потом уже выполнять под музыку или просто увеличивать темп выполнения. Дети должны проговаривать вместе с вами слова знакомого упражнения. И ещё – не торопитесь разучивать сразу много упражнений, гораздо полезнее будет выполнять по 1-3 упражнениям в неделю и переходить к следующим, только после качественного усвоения предыдущих.
Пальчиковые игры – это не только полезное, но и очень интересное и веселое времяпрепровождение.
Необходимо помнить три важных правила.
Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;
второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);
третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в детском саду.
Желаю Вам в работе с детьми терпения,искренней заинтересованности и успехов!
Учитель – логопед
СПДС «Дружные ребята» ГБОУ СОШ №7
г. о. Жигулёвск, г. Жигулёвск
Журкина Елена Александровна