Светлана Cумская
Использование образовательных технологий в развитии мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе я использовала следующие технологии:
Игровая технология
В своей работе применяла игровые приемы, игровые упражнения, сюрпризные моменты с целью создания условий развития мелкой моторики через игру. Все это помогало заинтересовать детей, лучше понять и быстрее усвоить материал.
Публикация «Использование образовательных технологий в развитии мелкой моторики» размещена в разделах
Для детей старшей и подготовительной группы использовала развивающие игры и технологии В. В. Воскобовича. Игры многофункциональные, у детей развивается мышление, внимание, совершенствуется память и тренируется мелкая моторика. Дети охотно и увлеченно играли в такие игры как «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Математические корзины».
А также использовала разработку автора Борисенкова Е. Ю. «Маленькие логики» (Игровой методический комплекс к дидактическому материалу «Логические блоки Дьенеша»). Блоки Дьенеша – универсальная развивающая игра. В своей работе применяла следующим образом: просила детей выкладывать только треугольники, или все большие фигуры, только квадраты или только круглые и так далее. Дети пальцами обследовали форму фигур. Игра «Волшебный мешочек», где ребята на ощупь доставали ту или иную фигуру из мешочка по заданию воспитателя. Вместе с детьми научились изображать животных и птиц, в дальнейшем эти умения пригодились в показе теневого театра. Совместно с детьми сделали пальчиковый театр по сказкам: «Теремок», «Репка». Ребята движениями пальцев рук имитировали движения персонажей (наклоны, повороты). Большой интерес представлял конструктор «ЛЕГО», дети конструировали из него технику, дома, фигуры. Создала картотеку пальчиковых игр, настольно-печатные игры («Пальчиковый твистор», «Пальчиковый футбол»).
С детьми раннего возраста использую игровые упражнения, игры с предметами (пирамидки, кубики, кирпичики, вкладыши, мозаики, счетные палочки, мелкие игрушки под присмотром взрослого, игры-шнуровки, игры с прищепками, настольно-печатные игры («Пальчиковый твистор», «Пальчиковый футбол») и т. д. Также применяю специальные пальчиковые игры – для развития мелких движений пальцев.
В процессе игровых упражнений и игр на развитие мелкой моторики у детей улучшилась память, зрительное восприятие, логическое мышление. Дети научились концентрировать свое внимание при выполнении заданий, хорошо ориентируются на плоскости, знают и играют в пальчиковые игры. В процессе игры у ребят укрепилась мелкая мускулатура пальцев рук, улучшилась координация пальцев рук.
Здоровьесберегающая технология
Здоровьесберегающую технологию использую с целью сохранения и укрепления здоровья детей, а также развитие мелкой моторики. В моей деятельности были созданы здоровьесберегающие условия: создавала положительный эмоциональный настрой, во время деятельности ручным трудом включала музыкальный фон. В своей работе систематически проводила пальчиковую гимнастику и упражнения на развитие мелкой моторики рук во время образовательной деятельности и в режимных моментах, а также включала в индивидуальную работу. Применяла:
- упражнения для кистей рук («Шарик», «Флажок», «Замок»)
- динамические упражнения для пальцев рук («Дружные ребята», «Семья»)
- пальчиковые игры («Вышли пальчики гулять», «Крабик», «Делили апельсин», «Котик»).
Самомассаж пальцев и ладоней стал одним из любимых приемов («Снимаем и надеваем перчатки», «Моем руки», «Игра с шариками»). Также, ребятам нравилось играть в сухом бассейне из гороха.
Использовала в режимных моментах и в образовательной деятельности картотеку пальчиковых гимнастик и методическую разработку автора – Коробова Т. В. «Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики рук дошкольника».
Во время занятий, для снятия усталости глаз, использовала гимнастику для глаз, одна из авторских работ – Коробова Т. В. «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны».
Применяла физкультурные минутки для снятия утомляемости и усталости.
Систематическая работа позволила достичь положительных результатов. В ходе пальчиковых игр и упражнений, самомассажа у детей выработаласьловкость, они стали управлять и координировать свои движения, пальцы приобрели гибкость, исчезла скованность движений, кисти рук приобрели хорошую подвижность. Вся проделанная работа способствовала хорошему эмоциональному настрою.
Технология опытно-исследовательской деятельности
Данную технологию использовала с целью подбора материала для творчества. Применяла такие формы работы как: занимательные опыты и эксперименты.
Вместе с детьми исследовали материалы для аппликации, то, что можно использовать для работы, а что нет, с чем легко работать, а с чем придется потрудиться. Дети узнали разные материалы (крупы, вата, камешки, природный материал,разнообразные виды бумаги) и их свойства (салфетка мягкая, бумага плотная, гладкая, шероховатая, блестящая, матовая, бумага разного цвета, мнется, рвется, разрезается, по-разному шуршит, приобрели навыки работы с ними (научились отрывать, сминать, скатывать, отрезать).Используя разнообразные приемы работы у дошкольников развивается подвижность и ловкость пальцев рук. В результате опытно-исследовательской деятельности дети освоили разнообразные техники нетрадиционной аппликации (из салфеток, из ваты и ватных дисков, торцевание, из круп и семян, из осенних листьев, обрывная аппликация, пластилинография, научились окрашивать крупы, салфетки, ватные диски. Работая с различными материалами у ребят развивается чувства цвета, воображения, мышления, творческих способностей. Дети поэтапно пальчиками обследовали тот или иной материал, тактильно ощущали, использовали его в своей деятельности. Создание поделок в нетрадиционной технике доставляет ребятам огромное удовольствие.