Юлия Замараева
Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста
Вашему вниманию представляется курсовая работа на тему
Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста
СЛАЙД 1.
Публикация «Использование нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисовании у детей раннего возраста» размещена в разделах
Исследователями рассматривался процесс формирования выразительных образов в разных видах изобразительного творчества детей дошкольного возраста - в декоративном рисовании, специально организованной аппликационной деятельности, лепке, детском творческом конструировании.
Анализ современных образовательных программ и методических рекомендаций к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» позволяет сделать вывод, что большое внимание уделяется развитию эмоционально-чувственной сферы дошкольников, ставится задача обучения чувствовать выразительный образ и передавать его в рисунке.
Педагогические аспекты формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Л. В. Компанцева, Л. В. Лабунская, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина и др.,
В науке определен сензитивный период приобщения детей к изобразительной деятельности посредством художественных эталонов: ранний возраст является ключевым периодом, когда закладываются предпосылки к формированию художественного образа за счёт элементарного экспериментирования с художественными эталонами и изобразительными инструментами. В общем векторе творческого развития дошкольников значительная роль принадлежит ранней предтворческой подготовке детей, которая строится на вовлечении их в эксперимент с художественными инструментами и материалами.
Изучение данной проблемы позволило выделить ряд противоречий между:
многочисленными исследованиями в области нетрадиционных техник изобразительной деятельности и недостаточной разработанностью особенностей и условий использования нетрадиционных техник рисования в формировании выразительного образа в рисунке у детей раннего возраста;
большим разнообразием художественного материала для рисования, популярностью разнообразных техник рисования, широкой распространенностью в практике работы современных детских садов и необходимостью обобщения опыта использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста с целью формирования выразительного образа.
СЛАЙД 2.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования, состоящую в необходимости изучения и анализа опыта использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста в формировании выразительного образа в рисовании в современных дошкольных образовательных организациях.
Цель: теоретически изучить и экспериментально исследовать опыт использования нетрадиционных техник рисования в формировании выразительного образа в рисунке у детей раннего возраста в практике работы современных дошкольных образовательных организаций.
Объект исследования: выразительность образов в рисунке у детей раннего возраста.
Предмет исследования: нетрадиционные техники рисования и их использование в формировании выразительного образа в рисунке у детей раннего возраста.
Гипотеза и задачи нашего исследования представлены на слайде
СЛАЙД 3,4
Решая первую задачу исследования увидели, что проблема формирования выразительного образа в рисунках дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения детьми доступными художественными техниками изображения. Пришли к пониманию, что техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа.
Опираясь на определение Г. В. Лабунской, под выразительностью детского рисунка будем понимать посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему.
Под сформированностью выразительного образа в рисунке мы будем понимать умение подбирать выразительные средства для отражения характерного образа или явления действительности и передавать эмоциональное отношение к нему.
Рисование с детьми раннего возраста имеет ряд особенностей. При развитии живописно-графического творчества активность принадлежит педагогу, поскольку именно он направляет ребенка в его изобразительных поисках и экспериментах. И задача педагога – при минимуме возможностей в овладении техникой рисования помочь детям создавать выразительные образы; формирование у детей понимания образного характера деятельности (на листе бумаги может быть изображен окружающий мир) и интереса к этой деятельности. Внимание педагога и малышей сосредоточено на элементарной технике рисования красками, карандашом т. д. Дети начинают осваивать ритм, линию, пятно, цвет как основные средства выразительности. Педагог подводит их к изображению предметов округлой формы.
Решение второй задачи исследования было направлено на определение понятие «нетрадиционная техника», характеристику нетрадиционным техникам рисования, используемым в работе с детьми раннего возраста.
Рассмотрели понятие «техника» в широком и узком смыслах. С одной стороны - техника понимается широко : сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или других материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, пастели, масляной краски, акварели, гуаши, темперы, ткани и пр.) в соответствии с их свойствами, их изобразительными возможностями. С другой стороны - как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение : техника масляной живописи, акварели, гуаши, техника пластилиновой живописи, техника модульной лепки, техника объемной или плоскостной аппликации пр.).
Пришли к пониманию, что техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа.
Опираясь на исследование Т. С. Комаровой, под техникой рисования понимаем совокупность методов и приемов использования изобразительных материалов и инструментов с целью создания выразительного изображения.
СЛАЙД 5.
Сложились разные подходы к классификации изобразительных техник : традиционные – нетрадиционные; классические – неклассические.
Классические художественные техники являются актуальными во все времена и определены в соответствии с используемым материалом. Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающие ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов. К таким в рисовании можно отнести гуашь, акварель, графитный карандаш, цветные карандаши, восковые мелки и др.
Пришли к пониманию, что классификация художественных техник носит условный характер, так как многие неклассические, или так называемые нетрадиционные техники, могут перейти в статус традиционных.
Анализ научной и методической литературы позволил увидеть, что проблема использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников начала затрагиваться в отечественной педагогической литературе, начиная с середины 90 гг. ХХ столетия и не теряет своей актуальности в настоящее время.
Необходимость использования нетрадиционных техник в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Осознание возможности и необходимости использования нетрадиционных художественных техник в работе с детьми раннего возраста делают проблему исследования актуальной.
СЛАЙД 6.
На констатирующем этапе экспериментального исследования были выделены особенности планирования и определен спектр используемых техник рисования в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста :
СЛАЙД 7,8,9
В ходе экспериментального исследования, получили сведения, о том, что в практике современных дошкольных образовательных организаций в работе с детьми раннего возраста используются традиционные и нетрадиционные техники рисования, изучение опыта использования техник рисования в работе с детьми раннего возраста позволило уточнить спектр нетрадиционных техник рисования, используемых как эффективное средство формирования выразительного образа в рисунке.
В дошкольных образовательных организациях, принявших участие в эксперименте, традиционно используются техника рисования карандашом, акварельными красками, рисование гуашью, фломастером. они хорошо представленные в педагогической и методической литературе, а также широко распространены в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста современных ДОО.
Однако, мы пришли к пониманию, что в настоящее время, в непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в группах раннего возраста, используется минимальный спектр нетрадиционных техник.
Кроме того, изучение и анализ опыта использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста, позволил выделить ряд типичных проблем и противоречий, характерных для деятельности современных дошкольных образовательных организаций :
- недостаточное материальное обеспечение детской деятельности, приводящее к «скудности» материальной основы детской деятельности;
- использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста происходит на уровне простого манипулирования, когда педагог использует техники ради эффекта ими достигаемого, без взаимодействия с другими выразительными средствами;
-отсутствие готовности педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми раннего возраста направленных на формирование выразительного образа в рисунках; расширению нетрадиционных техник, к которым можно отнести рисование пастелью, угольными карандашами др. ; использования новых технологий, основанных на использование нетрадиционных техник рисования.
-недостаточное методическое обеспечение вопроса использования нетрадиционных техник рисования как средства формирования выразительного образа в рисунках детей раннего возраста.
СЛАЙ 10
Результатом экспериментального исследования явилась разработка методических рекомендаций для педагогов ДОО по использованию нетрадиционных техник в формировании выразительного образа в рисунках детей раннего возраста на основе арт-тренажеров.
СЛАЙД 11.
Таким образом, задачи исследования были решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.