Елена Лыкова
Использование нетрадиционных техник рисования для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования для детей с ОНР» размещена в разделах
Так, в случае неуверенности ребенка, обусловленной недостатками изобразительных умений, полезно использовать такие техники, как «коллаж», создание композиций из природного материала, аппликации. Используемые для аппликаций материалы могут быть как традиционными (цветная бумага, картон, так и нетрадиционными (ткани, тесьма, блестки, кружева, шпон и т. д.). Картон тоже может быть разным: «веселым», «волшебным», голографическим, гофрированным. Цветная бумага может быть бархатной, двусторонней, «веселой», металлизированной. Работы из таких материалов получаются очень яркие, необычные, доставляют детям радость и удовольствие.
С целью развития чувствительности пальцев и развития мелкой моторики полезно размазывать по поверхности (картон, дощечка) пластилин и другие пластические массы (глину, соленое тесто). В исследованиях отмечается, что глина, пластилин, соленое тесто подходят для работы с агрессивными детьми. Также для развития мелкой моторики актуальной является «рваная» аппликация.
У детей с ОНР зачастую присутствует и синдром гиперактивности. Гиперактивным детям полезно предлагать материалы, требующие структурирования деятельности, тонкой сенсомоторной координации и самоконтроля. В данном случае, предлагается использовать веревочную технику, выполнение различных аппликаций из крупы, семечек, ракушек, спичек, соли.
Очень интересно детям выполнение работ на больших листах ватмана, обоях. Большой формат предполагает использование широких кистей, дети рисуют размашистыми движениями, что помогает преодолевать замкнутость, эмоциональную зажатость.
В детском возрасте возникают определенные трудности по раскрытию сюжета, связанные, прежде всего, с отсутствием опыта. Эта проблема особенно касается детей с ОНР. Облегчить поставленную задачу поможет использование техники цветного клейстера, которая направлена на получение всегда неожиданного изобразительного результата, заставляет работать фантазию на основе полученных изобразительных эффектов, облегчает работу цветом.
Очень сложной задачей для детского творчества является передача фактуры материала. Использование техники штампов поможет справиться с ней более быстро и на более высоком изобразительном уровне. В качестве таких штампов используется мятая бумага, губка, скрученная в трубочку бумага, марля, ткани. Попробуйте так же предложить детям в качестве штампов ватные палочки, веревочку, спичечный коробок, катушки, пуговицы, ключи, листья растений.
Как сделать фон похожим на текстурную бумагу? Можно предложить детям несколько вариантов. Первый вариант – это акварель по сырой бумаге плюс соль. Получается очень необычный фон. Еще один вариант – это акварель плюс целлофановый пакет. Получается эффект кристаллов. Использование акварели и упаковочного материала с «пузырьками» – еще один нетрадиционный способ тонировки бумаги. Из такой текстурной бумаги можно сделать очень красивые открытки.
Техника «Рисование по мятой бумаге» интересна тем, что краска затекает в места сгиба бумаги и образует эффект потрескавшейся штукатурки.
Рисунок с резервом или батик получается, когда часть рисунка покрывается специальными материалами, на которые не ложится краска (акварель) и контурный рисунок сохраняется. Основой для резерва могут быть разные материалы: канцелярский клей, свеча восковая или парафиновая, восковые мелки.
Полезной для детей с ОНР является техника работы пальцами и ладошками, позволяющая развивать мелкую моторику, кожную чувствительность, моторно-двигательную координацию. Кроме того, активно развивается творческая фантазия ребенка: ладошки могут превращаться то в елку, то в крылья птицы, то в гребешок петушка, а то в забавного человечка.
Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, так как позволяют получить качественный изобразительный результат, что, в свою очередь, повышает самооценку ребенка с общим недоразвитием речи, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Использование различных по структуре, свойствам и изобразительным качествам материалов активизирует познавательные способности детей, развивает их творческий потенциал.
Умелое использование нетрадиционных техник с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создает «ситуацию успеха» для ребенка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Нетрадиционные техники позволяют нивелировать трудности изобразительного характера, которые дети с ОНР испытывают при изображении предметов окружающего мира. Активное включение нетрадиционных техник в изобразительную деятельность направлено на совершенствование процесса обучения детей с нарушениями речи. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству, при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.