Вера Зворыгина
Использование нетрадиционных пальчиковых игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи у детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на сегоднишний момент, ведь речь является самой непременной предпосылкой формирования умственных качеств, её инициативности и самостоятельности.
Главным видом деятельности в дошкольном возрасте - это игры. Значительный опыт набирается ребенком в играх. Из игрового опыта ребенок берет представления, которые связывает со словом. Замечательным средством для стимулирования речи служат упражнения на мелкую моторику руки в частности пальчиковые игры. Чем больше двигательная активность рук, тем речь развита лучше.
Публикация «Использование нетрадиционных пальчиковых игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Пальчиковые игры и их упражнения – хорошее средство для развития речи и мелкой моторики в их взаимосвязи и единстве. Усвоение текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует : развитие речи, наглядно-действенного и пространственного мышления, непроизвольного и произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, способность сосредотачиваться, эмоциональную выразительность и быстроту реакции. Так же, пальчиковые игры расширяют словарный запас и кругозор детей, дают первоначальные экологические знания и математические представления, наполняют детей знанием о собственном теле, создают эмоциональное положительное состояние, воспитывают в себе уверенность [1].
Важным фактором, для развития речи, является то, что в пальчиковых играх подражательные действия сопровождаются стихами. Они привлекают внимание детей и легко запоминаются. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется верное звукопроизношение, умение четко и быстро говорить, способность согласовывать движения и речь, совершенствуется память.
Игры с пальчиками – это не только стимул для развития мелкой моторики и речи, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми [1].
Поэтому сколько всего полезного делаем мы, играя в пальчиковые игры :
- правильно двигая пальчиками и упражняя их, ребенок задействует речевые центры головного мозга;
- расширяет умение ребенка подражать взрослым, учится вслушиваться и понимать нашу речь;
- усиливается речевая активность ребенка и просто создает эмоциональную благоприятную атмосферу;
- учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
Чтобы применение пальчиковых игр было результативным нужно следовать принципам их проведения:
- делать упражнение вместе с ребёнком, при этом показывая личную заинтересованность,
- постепенная замена ранее использованных упражнений на новые,
- по желанию ребенка возвращаться к понравившимся играм,
- не ставить перед ребенком сложные задачи (например, с первого раза показать движения и произнести слова,
- если ребенок отказывается нужно отложить игру на время, а позже предложить её снова [3].
В своей работе используем пальчиковые игры нетрадиционного формата - игры с предметами разнообразного бросового или бытового материала: пробки от полиэтиленовых бутылок, бельевые прищепки, воздушные шарики наполненные какой либо крупой, зубная щетка, катушки от ниток, бигуди, и многие другие предметы.
Игра с натуральным камешком.
Колобок рукой катаю вперёд и взад, его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку
Сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
Колобок я разожму и другой рукой возьму.
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт.
Другой вариант игра с зубной щеткой.
Дети берут в руку зубную щетку и поочередно поглаживают подушечки пальцев другой руки :
Плывет зубная щетка, как по морю лодка.
Как по речке теплоход, по пальчикам он идет.
Игра с носовым платком:
Берём не большой платок за уголочек и показываем ребёнку, как полностью вобрать его в ладонь, используя пальцы одной руки. Рука другая не участвует! Предлагаем ребёнку повторить тоже самое поочерёдно.
Я проглот – бегемот. У меня большой живот.
Мой платок он скушал! Стало у проглота Брюхо как у бегемота!
Следующий пальчиковая игра «Сапожки». Берём крышки от бутылок и надеваем их на указательный и средний палец. «Идём» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.
Пальчики в сапожках шагают по дорожке,
Раз, два, три, четыре, пять, идем очень весело гулять.
Игры с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими подушечки пальцев :
У котят, как у ребят зубки режутся, болят.
Стал кусачим котик мой, шустрый, озорной!
Хвать за палец и как кусь!
Пусть кусает, не боюсь! Так играется со мной, котик мой совсем не злой.
Используем игру с шестигранным карандашом. Грани карандаша слегка «укалывают» в ладонь, снимают напряжение, активизируются нервные окончания. Перепускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в левой и правой руке.
Карандашик я в руках катаю, между пальчиков кручу.
Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.
Наполняем большую коробку пуговицами. Опускаем туда руки и начинаем их перебирать, перекладывать пуговицы из ладошки в ладошку.
Можно собрать из пуговиц любой цветочек, букву, цифру. Из пуговичной мозаики можно выложить бусы, неваляшку, бабочку, снеговика, и т. д. Хорошо развивает руку разное нанизывание. Нанизывать можно всё : пуговицы, макароны, бусины. Бусины и пуговицы можно разложить по цвету, размеру, форме. Посчитать количество «бусинок» можно в прямом и обратном порядке.
Дома я скучала, бусы мамины достала.
Бусы я перебираю, пальцы развиваю.
Игры с крупами. Насыпаем крупу в емкость и опускаем туда руки, массируя ладошки. Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку. Делаем град, дождь (град – рис, дождь — манка и т. д). Покормим птичек (щепоткой насыпаем в тарелочку крупу). Перекладем из одной емкости крупы по тарелочкам: в одну гречку, в другую рис. Вкусная кашка (превращаем в ложку руку и размешаем кашу в блюдце). Найди игрушку (ищем игрушку в крупе).
Дети очень любят рисовать красками, помимо традиционного рисования мы «рисуем» семенами арбуза, пуговицами, веревочками, камушками, ракушками, косточками, пробками от бутылок.
Пальчиковые игры помогают ребенку научиться быть хозяином своих пальчиков и ладошек, делать с игрушками сложные манипуляции, а значит, приподняться еще на одну ступеньку лестницы, ведущей к вершине умений и знаний [2].
Список литературы:
1. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет / Е. А. Борисова. – Москва : Педагогика, 2006 – 95 с.
2. Зажигина, О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О. А. Зажигина. Санкт Петербург. : О О О «Издательство «Детство – Пресс». 2013. – 96 с.
3. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками / Ю. А. Соколова. – Москва : 2004. - 20с.