МААМ-картинки

Использование нетрадиционных пальчиковых игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста

вера зворыгина
Использование нетрадиционных пальчиковых игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Проблема развития речи у детей дошкольного возраста можно считать одной из самых актуальных на сегоднишний момент, ведь речь является самой непременной предпосылкой формирования умственных качеств, её инициативности и самостоятельности.

Главным видом деятельности в дошкольном возрасте - это игры. Значительный опыт набирается ребенком в играх. Из игрового опыта ребенок берет представления, которые связывает со словом. Замечательным средством для стимулирования речи служат упражнения на мелкую моторику руки в частности пальчиковые игры. Чем больше двигательная активность рук, тем речь развита лучше.

Публикация «Использование нетрадиционных пальчиковых игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Пальчиковые игры и их упражнения – хорошее средство для развития речи и мелкой моторики в их взаимосвязи и единстве. Усвоение текстов с использованием пальчиковых игр стимулирует : развитие речи, наглядно-действенного и пространственного мышления, непроизвольного и произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, способность сосредотачиваться, эмоциональную выразительность и быстроту реакции. Так же, пальчиковые игры расширяют словарный запас и кругозор детей, дают первоначальные экологические знания и математические представления, наполняют детей знанием о собственном теле, создают эмоциональное положительное состояние, воспитывают в себе уверенность [1].

Важным фактором, для развития речи, является то, что в пальчиковых играх подражательные действия сопровождаются стихами. Они привлекают внимание детей и легко запоминаются. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у детей формируется верное звукопроизношение, умение четко и быстро говорить, способность согласовывать движения и речь, совершенствуется память.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития мелкой моторики и речи, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми [1].

Поэтому сколько всего полезного делаем мы, играя в пальчиковые игры :

- правильно двигая пальчиками и упражняя их, ребенок задействует речевые центры головного мозга;

- расширяет умение ребенка подражать взрослым, учится вслушиваться и понимать нашу речь;

- усиливается речевая активность ребенка и просто создает эмоциональную благоприятную атмосферу;

- учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.

Чтобы применение пальчиковых игр было результативным нужно следовать принципам их проведения:

- делать упражнение вместе с ребёнком, при этом показывая личную заинтересованность,

- постепенная замена ранее использованных упражнений на новые,

- по желанию ребенка возвращаться к понравившимся играм,

- не ставить перед ребенком сложные задачи (например, с первого раза показать движения и произнести слова,

- если ребенок отказывается нужно отложить игру на время, а позже предложить её снова [3].

В своей работе используем пальчиковые игры нетрадиционного формата - игры с предметами разнообразного бросового или бытового материала: пробки от полиэтиленовых бутылок, бельевые прищепки, воздушные шарики наполненные какой либо крупой, зубная щетка, катушки от ниток, бигуди, и многие другие предметы.

Игра с натуральным камешком.

Колобок рукой катаю вперёд и взад, его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку

Сожму его немножко, как сжимает лапу кошка

Колобок я разожму и другой рукой возьму.

Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт.

Другой вариант игра с зубной щеткой.

Дети берут в руку зубную щетку и поочередно поглаживают подушечки пальцев другой руки :

Плывет зубная щетка, как по морю лодка.

Как по речке теплоход, по пальчикам он идет.

Игра с носовым платком:

Берём не большой платок за уголочек и показываем ребёнку, как полностью вобрать его в ладонь, используя пальцы одной руки. Рука другая не участвует! Предлагаем ребёнку повторить тоже самое поочерёдно.

Я проглот – бегемот. У меня большой живот.

Мой платок он скушал! Стало у проглота Брюхо как у бегемота!

Следующий пальчиковая игра «Сапожки». Берём крышки от бутылок и надеваем их на указательный и средний палец. «Идём» пальчиками как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая.

Пальчики в сапожках шагают по дорожке,

Раз, два, три, четыре, пять, идем очень весело гулять.

Игры с использованием бельевых прищепок, пощипываем ими подушечки пальцев :

У котят, как у ребят зубки режутся, болят.

Стал кусачим котик мой, шустрый, озорной!

Хвать за палец и как кусь!

Пусть кусает, не боюсь! Так играется со мной, котик мой совсем не злой.

Используем игру с шестигранным карандашом. Грани карандаша слегка «укалывают» в ладонь, снимают напряжение, активизируются нервные окончания. Перепускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в левой и правой руке.

Карандашик я в руках катаю, между пальчиков кручу.

Непременно каждый пальчик, быть послушным научу.

Наполняем большую коробку пуговицами. Опускаем туда руки и начинаем их перебирать, перекладывать пуговицы из ладошки в ладошку.

Можно собрать из пуговиц любой цветочек, букву, цифру. Из пуговичной мозаики можно выложить бусы, неваляшку, бабочку, снеговика, и т. д. Хорошо развивает руку разное нанизывание. Нанизывать можно всё : пуговицы, макароны, бусины. Бусины и пуговицы можно разложить по цвету, размеру, форме. Посчитать количество «бусинок» можно в прямом и обратном порядке.

Дома я скучала, бусы мамины достала.

Бусы я перебираю, пальцы развиваю.

Игры с крупами. Насыпаем крупу в емкость и опускаем туда руки, массируя ладошки. Пересыпаем крупу из ладошки в ладошку. Делаем град, дождь (град – рис, дождь — манка и т. д). Покормим птичек (щепоткой насыпаем в тарелочку крупу). Перекладем из одной емкости крупы по тарелочкам: в одну гречку, в другую рис. Вкусная кашка (превращаем в ложку руку и размешаем кашу в блюдце). Найди игрушку (ищем игрушку в крупе).

Дети очень любят рисовать красками, помимо традиционного рисования мы «рисуем» семенами арбуза, пуговицами, веревочками, камушками, ракушками, косточками, пробками от бутылок.

Пальчиковые игры помогают ребенку научиться быть хозяином своих пальчиков и ладошек, делать с игрушками сложные манипуляции, а значит, приподняться еще на одну ступеньку лестницы, ведущей к вершине умений и знаний [2].

Список литературы:

1. Борисова, Е. А. Пальчиковые игры для детей 4-5 лет / Е. А. Борисова. – Москва : Педагогика, 2006 – 95 с.

2. Зажигина, О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / О. А. Зажигина. Санкт Петербург. : О О О «Издательство «Детство – Пресс». 2013. – 96 с.

3. Соколова, Ю. А. Игры с пальчиками / Ю. А. Соколова. – Москва : 2004. - 20с.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок»Использование нетрадиционных техник рисования с детьми младшего дошкольного возраста «Ангелок» Доброго времени суток! Вновь я с вами, мои друзья и гости странички! Сегодня хочу представить вашему вниманию работы моих самых маленьких.

Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возрастаИспользование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего возраста Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных техник рисования в условиях адаптации и организации деятельности детей младшего.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных пальчиковых игр для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 17:06
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД