Виктория Зайцева
Использование пластилинографии для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
▼ Скачать + Заказать документы
Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием занятий по пластилинографии способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. Доставляет детям множество положительных эмоций. Научившись выражать свои чувства в процессе работы с пластилином, ребенок преодолевает робость, страх перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Публикация «Использование пластилинографии для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Педагоги и психологи в последнее время уделяют большое внимание изобразительной деятельности, как инструменту для работы по развитию ребенка. Таким инструментом является пластилинография, внедряемая в практику специалистов по психолого-педагогической реабилитации детей.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла.
Пластилинография - это такой способ деятельности, где пластилин используется в виде «краски». Но, тем не менее, вы занимаетесь лепкой, вы развиваете мелкую моторику рук. Что такое мелкая моторика? Это - точные, хорошо скоординированные движения рук. Хорошо развитая моторика способствует развитию внимания, мышления, зрительной памяти. Развитие навыков мелкой моторики важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.
Иногда дети отказываются от нетрадиционной техники «пластилинографии» из-за страха, что он не справится с ней. Успешное выполнение работы придает ребенку уверенность в своих силах, положительно настраивает его на дальнейшие задания. При обучении детей пластилинографии, не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать и не отбить желание заниматься подобным творчеством. Поскольку после того, как дети овладеют основными приемами пластилинографии, можно переходить к более сложным и даже коллективным работам.
Основной материал в этой технике - пластилин. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с пластилином : раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Учитывая специфику развития мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта, мною был разработан проект «Волшебный пластилин» - основной идеей которого было интенсивное развитие мелкой моторики рук с помощью пластилинографии («рисование» картин пластилином).
Целью проекта стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством пластилинографии (рисунков из пластилина)
В процессе реализации проекта решались следующие задачи:
1) Учить: передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира с использованием рисунков из пластилина; основным приемам работы с пластилином (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание); работать на заданном пространстве; действовать по образцу, а затем по словесному указанию; обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
2) Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, зрительное восприятие, глазомер, изобразительную деятельность детей, сюжетно-игровой замысел, интерес к процессу и результатам работы, интерес к коллективной работе.
3) Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином, отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им, желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
Методика работы
Существует несколько видов нетрадиционной техники работы с пластилином, в своей работе я использовала три :
• Прямая пластилинография изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.
Особенности выполнения работы:
1. Скатывать поочередно детали изображаемого объекта, сначала объемной формы (в виде шарика, колбаски).
2. Располагать их на горизонтальной поверхности.
3. Затем расплющивать, соединяя детали
• Контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с использованием «жгутиков».
Особенности выполнения работы:
1. Нарисовать рисунок карандашом или маркером.
2. Скатать из пластилина колбаски или тонкие жгутики.
3. Последовательно выкладывать длинный жгутик по контуру изображения.
4. Можно заполнить жгутиками другого цвета внутреннюю поверхность изображения, либо заполнить с помощью растирания пластилина.
• Мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной поверхности с помощью шариков из пластилина.
Особенности выполнения работы:
1. Скатать из пластилина шарики
2. Последовательно выкладывать шарики на контур рисунка.
Работа по пластилинографии проводится в несколько этапов.
1. Подготовительный этап. На этом этапе дети осваивают приемы: надавливания, вдавливания, размазывания пластилина подушечкой пальца, правильной постановке пальца, отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками. Учатся работать на ограниченном пространстве.
2. Основной этап. Здесь дети учатся не выходить за контур рисунка, пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его, использовать несколько цветов пластилина, выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д, пользоваться специальной стекой-печаткой, доводить дело до конца, аккуратно, выполнять свои работы, выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми, восстановлению последовательности выполняемых действий, действовать по образцу воспитателя и по его по словесному указанию.
3. Итоговый этап. Дети учатся самостоятельно решать творческие задачи; самостоятельно выбирать рисунок для работы; формировать личностное отношение к результатам своей деятельности.
При разработке содержания нашего проекта отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подбирались соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для руки, упражнения для снятия зрительной нагрузки.
Структура занятия по пластилинографии включает в себя :
1) беседу;
2) самомассаж рук, пальчиковую гимнастику;
3) дидактические игры;
4) изготовление картины;
5) релаксация;
6) анализ работы.
План работы по проекту «Волшебный пластилин»
Месяц Неделя Тема
Сентябрь 3-4 «Бусы»
Октябрь 1-2 «Созрели яблоки в саду»
Октябрь 3-4 «Солнышко»
Ноябрь 1-2 «Мы делили апельсин»
Ноябрь 3-4 «Живые яблочки на ветках»
Декабрь 1-2 «Шарик новогодний»
Декабрь 3-4 «Клубочки для котёнка»
Январь 1-2 «Снежинка»
Январь 3-4 «Ёлка новогодняя огоньками светится»
Февраль 1-2 «Воздушные шары»
Февраль 3-4 «Самолёт Летит»
Март 1-2 «Цветы для мамы»
Март 3-4 «Радуга-Дуга»
Апрель 1-2 «Дождик, дождик, капелька»
Апрель 3-4 «Яблочко»
Май 1-2 «Цветная поляна»
Май 3-4 «Одуванчики»
Таким образом, работа по пластилинографии повышает динамику развития умелости рук, укрепляет силу рук, способствует согласованности движения обеих рук, дает более тонкую дифференциацию движения пальцев. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики в процессе работы. У детей с нарушением интеллекта развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности.
Пластилинография - это универсальный метод развития мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников.
В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Список литературы:
Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М. : «Скрипторий» 2003г. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. –М. : Аст; СПб: Сова, 2006.