Степанова Оксана Николаевна
Использование нетрадиционного оборудования в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Руки дают человеку голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют
И. П. Павлов
В наше время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика. Ведь именно она закладывает много аспектов для дальнейшего формирования ребёнка. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика показывает, как развивается ребёнок, а также его интеллектуальные способности. Мелкая моторика — это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она связанна очень тесно с развитием внимания, наглядно-действенного мышления и развитием речи. На всех кончиках детских пальчиков есть нервные окончания, они помогают передаче сигналов в мозговой центр, это как раз и влияет на развитие ребёнка. К такому выводу и пришли ученые, что начинает формироваться устная речь только тогда, когда становятся точными движения пальцев рук. А также вместе с этим развивается внимание, память и словарный запас ребёнка. И поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В мире современных технологий, стремительного прогресса речь как никогда необходима для выражения мыслей, развития коммуникабельности.
Главным условием полноценного развития – овладения ребенка речью. К сожалению, в современном обществе дети редко слушают сказки, колыбельные песенки. Родители больше времени проводят за современными гаджетами, телевизором. Дети, как нестранно, мало слышат речь. Отсюда и проблема с развитием речи детей.
В дошкольных учреждениях педагоги стараются творчески планировать свою педагогическую деятельность.
Мы (педагоги разновозрастной группы «Радуга» МБДОУ детский сад №208 г. о. Самара) организовали речевой уголок, который будет оставаться и расширяться вместе с воспитанниками в зависимости от возрастных особенностей.
В этом уголке все пособия изготовлены руками педагогов и активных родителей.
В работе с малышами мы используем :
- комплекты для развития мелкой моторики и пальчиковой гимнастики;
- пособия для артикуляционной гимнастики;
- оборудования для дыхательных упражнений.
В группе несомненно тесное сотрудничество с родителями. Родители –равноправные участники процесса воспитания и обучения детей.
На протяжение первого года пребывания воспитанников в детском саду, с родителями проводится консультации, беседы, тематические родительские собрания под единой темой: «Наши ручки развивают нашу речь». А так же, родители подключены к изготовлению нестандартных пособий.
В нашем уголке представлено такое оборудование, изготовленное своими руками:
- «Волшебный экран»
(в контейнер устанавливается фонарик, а на прозрачную крышку насыпается кинетический песок. Дети рисуют все, что им хочется – волны, палочки, кружочки и т. д.)
- «Солнышко»
(к мягкой круглой подушке желтого цвета, пришиты разноцветные ленты, к концам которых приклеены так же цветные карандаши. Задача детей – намотать «лучик» на карандаш)
- «Попади в ворота» (футбол)
(в обычной картонной коробке оборудуется футбольное поле, игрокам выдаются коктейльные трубочки и мячик, вырезанный из пенопласта. Задача - забить гол сопернику с помощью дыхания в трубочку)
- «Звонница»
(на перекладину при помощи ленточек вешаются колокольчики разных размеров. Задача – дуть на колокольчик так, чтобы он зазвенел. Вместо колокольчиков можно использовать любые предметы. Что расширяет возможности пособия).
- «Куб»
(каждая сторона куба – это отдельное пособие. Верхняя часть – шахматная доска. Следующая сторона – кармашки для шахматных фигур, шашек, крышек пластиковых. Еще одна грань – модель головы с длинными волосами (щетками). Следующая грань – представляет собой прозрачные кармашки для карточек. Карточки меняются в зависимости от темы. Например, «Овощи» и детям предлагается дидактическая игра «Сварим суп». Это пособие позволяет развивать мелкую моторику, речь, а так же задействовать сразу нескольких человек – каждая грань.
Дети в группе занимаются с нетрадиционным оборудованием по 5-8 минут как в первую половину дня, так и во вторую.
Систематическая работа по развитию мелкой моторики, дыхании, артикуляции, использование нетрадиционного оборудования, создают условия для успешной работы по развитию речи детей группы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Большакова С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2016
2. Шайхутдинова, А. Е. Актуальность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста / А. Е. Шайхутдинова, Ю. В. Звягина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 2 (39). — С. 40-41. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/189/5942/ ( дата обращения: 09.02.2023).
3. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Москва: Издательство «Родничок», 1999
4. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. М. : Издательство ЭКСМО,2007
5. Ткаченко Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М. : Издательство ЭКСМО, 2010